Как работает крупнейший в Гродненской области территориальный центр социального обслуживания

В жизни всегда есть место чуду

Добрыми волшебниками для пожилых и одиноких людей в Лидском районе стали соцработники

«Мы должны прийти к людям. Мы должны помнить, что все мы будем пенсионерами и стариками. Молодыми мы уже не будем. Поэтому, пока у нас есть силы, надо по-настоящему отнестись к нашим людям, обратить к этому наших бизнесменов», — на совещании, где рассматривались вопросы бюджетного планирования на 2019 год, Александр Лукашенко подчеркнул важность проявления заботы и помощи пожилым людям и детям в преддверии новогодних праздников. Действительно, до боя курантов остаются считаные дни. И легкое волнение охватывает всех — даже тех, кто давно не верит в Деда Мороза и чудеса. Все мы понимаем, что наши родители, дедушки, бабушки ждут не подарков, куда важнее — участие и знаки внимания, будь то открытка по почте от внука, звонок от сына, теплота и душевность, которые дарят своим подопечным социальные работники. 

Об этом очередной материал корреспондента «СГ» в рамках  совместного проекта «Сельской газеты» и Министерства труда и соцзащиты — «ТЕПЛЫЙ ДОМ». 

Так выглядит Дом 2 в деревне Далекие.

Высшая степень доброты

Лидия Плешкова из поселка Первомайский встретила меня настороженно. Испугалась, что ее соцработника хотят заменить на новую. К своей привязалась как к родной. До 71 года вела бухгалтерию на местном торфобрикетном заводе, потом у частника. Сын в городе, обзавелся семьей. Моряк. В плавание уходит на долгие месяцы. Стать обузой для невестки Лидия Антоновна не хочет. Да и всегда можно положиться на Инночку — соцработник приезжает из Лиды на машине дважды в неделю. Таблеток, продуктов купит, стол всегда поможет накрыть, когда гости должны нагрянуть. На Новый год сладость подарит или букетик на 8 Марта — и уже в доме Лидии Антоновны праздник. Пока мы болтали, Инна Палейчик пропылесосила ковер в зале и украсила елку. Подопечная все нахваливала помощницу — «задобрая». 

На хуторе в деревне Стерково стоит желтый, как солнышко, домик из дерева. В окно выглядывает 84-летняя Юзефа Михалович:

— Сердце екает в ожидании с самого утра. Хорошая, работящая соцработник мне досталась. Лето засушливое, огород далеко, а Ира воду из колодца все носит да носит, чтоб не погорело. Урожай хороший был. Я бы «торбу» дочери передала. Но она живет во Франции, а внуки — в Лондоне, — от одиночества сельчанку спасают телефонные звонки. Ее изба на отшибе, некуда выйти поговорить.

Инну Палейчик подопечная называет «задоброй».

Как только помощница впорхнула в сенцы, дом ожил. Ирина Гилевич прытко принесла воду, брикет, дрова. Вытряхнула коврики, вымыла полы. Вместе с Юзефой Теофильевной развесили косы чеснока у печи, а та охотно повествует о себе: «В Стерково родилась. 39 лет вела уроки в начальной школе. Высшая категория была только у директора да у меня. Из райисполкома до сих пор передают приветы через водителей. Приезжают: «Где ваша хваленая учительница?» Раньше я была Хуторянка, а сейчас Хваленая (смеется)».

Лидский ТЦСОН в 2003 году «вырос» именно с отделения социальной помощи на дому. Сегодня более 1300 пенсионеров из 107 населенных пунктов Лидского района ждут своих соцработников. Надомное обслуживание всегда было в приоритете. Во-первых, люди преклонного возраста доживают свой век в родных стенах, это плюс. Во-вторых, затраты на содержание пожилых в стационарных учреждениях были бы куда большие, чем на дому. Час надомных услуг стоит на Гродненщине 60 копеек. В Лидском районе многие пенсионеры оплачивают услуги пол­ностью. Малообеспеченным оди­ноким, ветеранам Великой Отечественной войны они предоставляются бесплатно. Предусмотрена и частичная оплата — все зависит от дохода пенсионера. В этом же отделении работают сиделки и няни.

Судьбы сельчан сходятся в Далекие

В лидской деревне Далекие есть свои Дом 1 и Дом 2. Здесь не кипят страсти, как в телешоу, не ищут вторую половинку и не живут напоказ. Это дома совместного самостоятельного проживания. Первый открылся в пустующей школе в 2013 году, второй — в здании бывшего детсада два года назад. Уютно, чисто, безопасно и не одиноко — за это ценят новый кров пожилые. Каждого из них в Далекие привела своя история. Кто-то не в силах отапливать хату, потому зимует здесь. Кто-то бежал от пьющего сына. А кто-то так и не нажил своего угла.



Приехали в Дом 2 ближе к вечеру. В холле сверкала нарядная елка. Жильцы смотрели кино. Казимир Габриялович звонил в город знакомой. На кухне варились пельмешки.

Бабушки и дедушки непривередливые в еде. Завтракали овсянкой на молоке, обедали гречкой с колбасой. Любят картошку жареную, — показывает набитый голубцами, курицей, фаршем морозильник соцработник Алина Новогрудская. В кладовой запасы картошки, моркови, капусты, все от местного фермера. — В дни рождения готовим праздничные блюда. А вот в канун Рождества у нас на столе разложено сено и приготовлена кутья.

В каждом доме два соцработника, они «дежурят» с утра до вечера посменно. Под одной крышей домохозяйство. Алина достает учетную тетрадь, где расписаны доходы и расходы. В ноябре каждый из пенсии сдавал по 120 рублей на продукты, оплату городского телефона и откачку канализации. Остальные расходы берет на себя райисполком.

Комнаты уютные. В холле большой шкаф-купе. Прекрасный санузел с душевой кабинкой, стиралкой. Условия для жизни хорошие. В деревне есть ФАП, библиотека. Здесь частые гости — дети-волонтеры, батюшка и ксендз. Дом 1 и Дом 2 между собой дружат, да и с местными старики познакомились, навещают друг друга. Казимир Габриялович у сельчан разведал грибные места, ходил за черникой. На зиму вареньем запаслись.

Позвонить родным из Дома 2 можно в любой момент.

Что скрывать — старики, как дети, ждут чудес. В ТЦСОН говорят, что адреса Дома 1 и Дома 2 назубок знают Дед Мороз и Снегурочка, а еще в преддверии праздников туда приедут волонтеры с концертом.
В Лидском районе 300 «ухажеров»

Так в народе называют получателя пособия по уходу за инвалидом 1 группы или человеком старше 80 лет. Его размер — 1 БПМ (214, 21 рубля) в месяц. Оформиться «ухажером» можно даже для близкого родственника. Соцработники могут посещать пожилых до 5 раз в неделю, время визита ограничено, а «ухажер» должен обеспечить полноценный уход. Специалисты управления по труду, занятости и соцзащите держат на контроле получателей такого пособия, выезжают на места, беседуют с соседями подопечных.

Всего три буквы — ОКП

«Глазам своим не верю!» — вышла я из машины возле бывшего военного госпиталя в Лиде. Зданию 112 лет, а выглядит как благородный европейский пансионат. Вокруг ровно стриженый газон, туи, беседки. Это отделение круглосуточного пребывания для пожилых и инвалидов, каким могут похвастаться не в каждом районе. 

По словам директора Лидского ТЦСОН Татьяны Петух, за 11 лет через его стены прошло 700 человек. До 2013 года по закону пожилые могли пребывать здесь до полугода, окрепли — и назад в родной дом или к детям. Сейчас ТЦСОН может заключать бессрочные договоры с пожилыми. Чего греха таить, многие отсюда уходят только разве… в последний путь. А как попадают? По-разному.

Большинство постояльцев — сельчане. Те, у кого нет сил ухаживать за собой, домом, а у кого и глубокая стадия деменции. Есть горожанка, у которой родственники воюют за дом, а ей негде жить. Или безногий старик. Молодость разгульная была, не женился, дом не построил, а брат его знать не хочет. Но есть и другие примеры. На два месяца в ОКП дочь поместила 90-летнего отца. Сама к сыну в США собралась, а здесь родной человек будет под присмотром. И дозвониться можно в любое время суток.

Сегодня на ужин пельмени со сметанкой.

Комфортные условия продлевают пожилым жизнь. Медсестра измерит давление, таблетки выдаст по расписанию, в аптеку сбегает. Сопровождает на примерку зубных протезов. Врачи из поликлиники приезжают дважды в год для медосмотра. 9 санитарок помогают помыться, побриться, переодеться, — обходим с Татьяной Петух отделение. Здесь немало ослабевших стариков, но все опрятные. Никакого тяжелого запаха, а это бич подобных заведений. Все говорит в пользу высокого уровня ухода. 

Пожилые женщины охотно позируют и вспоминают, как недавно красовались на подиуме в местном «Модном приговоре». Праздник развернулся прямо в ОКП. Одна из лидских бизнес-вумен предоставила им одежду, сделали прически, макияж, маникюр. Их выводили на сцену галантные парни. Сколько эмоций было! Глаза сияли от счастья — они в центре внимания, ими любуются, от них в восторге.

Чудесная история «Веселых ребят»

Артисты центра не знают нотной грамоты и едва различают буквы. Но им нравится быть вместе, на сцене и то, что их слушают. Шумовой ансамбль «Веселые ребята» родился пару лет назад в отделении дневного пребывания для инвалидов в Березовке. У Марины Кулеш в руках бубенцы, у ее брата Леши — звонок, а третий из Кулешей, Андрей, «играет» на металлическом бидоне из-под молока. В ход идет все, что гремит, стучит и способно издавать звуки. С успехом выступали они на разных площадках, даже на областной сцене.

Активистка из Березовки Алла Кулеш с сыновьями Алексеем и Андреем.

Всего бы этого не было, если б не активная мама Алла Кулеш. Сама — человек с ограниченными возможностями. Родила троих детей, все с инвалидностью. В Лиде в те времена работало отделение дневного пребывания для инвалидов. Женщина привезла своих детей, им понравилось. Но разве наездишься за 30 километров? А почему бы не открыть такое отделение в Березовке, где 10 тысяч жителей! Алла загорелась идеей, заразила ею другие семьи с такими же детьми. И они единым фронтом стали с инициативой выходить на сельсовет, председателя райисполкома, социальную службу. Получилось. Сейчас мы в бывшем здании милиции, — рассказывает заведующая отделением дневного пребывания инвалидов в Березовке Наталья Савко.

Как дома чувствуют себя здесь 28 инвалидов. Плюс у них немало возможностей для развития: обучаются компьютерной грамоте, рисуют, поют, танцуют. В реабилитационно-трудовых мастерских учатся печь торты, готовить салаты, варить супы. А еще ухаживать за огородом, рукодельничать, изучают лекарственные растения. Важная составляющая — духовная. Перед ребятами, их родителями раз в месяц выступают батюшка, ксендз. Своего рода воскресная школа. Но самое главное — они не сидят в четырех стенах, а живут полноценной жизнью, как обычные люди.


Анна Макрицкая из деревни Зосино в ОКП нашла свой теплый дом.

К Новому году здесь готовят театрализованную постановку и подарки для своих подопечных. Это особая группа в яслях — детском саду № 2 — шесть крох с инвалидностью. «Жить — это здорово. Можно творить, петь, рукодельничать, заниматься благотворительностью», — вот что своим примером хотят показать малышам инвалиды из отделения дневного пребывания Березовки.

КОММЕНТАРИИ 

Заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Ольга СЕДЕЛЬНИК:


— На Гродненщине работает 19 территориальных центров социального обслуживания населения. Но Лида всегда стояла особняком. Почему? Район крупный и густонаселенный. И поначалу здесь функционировали два центра. Один был рассчитан на лидчан, второй — на всех остальных жителей района. В 2004 году два центра слились и образовали один из крупнейших ТЦСОН в области. Например, среди других райцентров Гродненщины только Лидский район может похвастаться двумя отделениями дневного пребывания для инвалидов. Охват пожилых людей надомным обслуживанием здесь с каждым годом увеличивается. 

Во многих направлениях Лида — флагман социальной службы области. Здесь активно развиваются новые формы социального обслуживания — приемные, гостевые семьи. Район одним из первых в области внедрил государственный социальный заказ — сестры милосердия Белорусского Общества Красного Креста оказывают социально-медицинские услуги тем, кто в силу состояния здоровья нуждается в медицинской и социальной помощи в домашних условиях, имеются также отделение круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов и дома самостоятельного совместного проживания.

В августе в Лидском районе проходил республиканский методический совет, где местные ТЦСОН и психоневрологический дом-интернат показали, как можно взаимодействовать. Положительным примером стала семейная пара, проживающая в агрогородке Едки, которой вернули дееспособность. Муж работает, жена в отпуске по уходу за ребенком. И в этом большая заслуга обоих учреждений, которые рассмотрели потенциал людей и помогли им социализироваться. 

Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Лидского райисполкома Андрей МИМИШ:


— В Лидском районе проживает более 133 тысяч человек, из них 27 тысяч — пожилые старше 60 лет. Только на учете в ТЦСОН состоит более 25 тысяч граждан. Поэтому без четко налаженной системы социальной защиты никуда. В центре ее всегда был человек. Только в прошлом году в управление обратились более 15 тысяч человек за документами. А сколько получили консультацию, даже не ведем счет. Чтобы решить любую проблему, у социальной защиты есть широкий инструментарий. Допустим, смотровая комиссия в доме пожилого зимой обнаружила неисправность печного отопления. Мы можем определить пожилого человека в отделение круглосуточного пребывания на время, пока будет идти в доме ремонт. Рассматриваем его доход и оцениваем возможность оказать материальную помощь. Или если дом прохудился, рассматриваем вариант переселения нуждающегося в хороший свободный дом. К каждому человеку и его проблеме индивидуальный подход. Часто к своей работе привлекаем волонтеров из числа таких же пожилых. Например, смотровая комиссия никак не может уговорить установить в доме престарелого АПИ. А у волонтера-сверстника найдутся нужные слова, и ему поверят… 

ostapchuk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter