Каковы успехи Белорусской универсальной товарной биржи в продвижении отечественных товаров на мировой рынок

В зеркале знаковых сделок

Каждый экспортер сам решает, как ему торговать. Но на этой площадке страхуются риски, гарантируется безопасность

С МОМЕНТА создания БУТБ главной ее задачей было обеспечение прозрачных условий и механизмов совершения субъектами хозяйствования сделок, в том числе и на внешнем рынке. В каких его сегментах мы добились успехов? Есть ли в географии биржевой торговли для белорусов лакомые куски? Насколько тяжело открывать новые экспортные направления? 

Об этом —  разговор обозревателя «Сельской газеты» с начальником управления внешнеэкономической деятельности БУТБ Александром БАШЛИЕМ.


— Александр Григорьевич, за 13 лет существования БУТБ на ее торговой площадке удалось собрать компании из 60 государств. Как распределены силы в этом плане?

— Привлечение новых участников, в частности, нерезидентов Республики Беларусь, — один из приоритетов в экспорте. Если быть точным, клиентская база БУТБ насчитывает сейчас свыше 19 тысяч компаний, в том числе 3897 зарубежных. Поскольку Россия — наш ключевой торгово-экономический партнер, более половины иностранных участников торгов (1993 компании) — ее резиденты. В пятерку стран по числу аккредитованных участников биржевой торговли также входят Литва (358), Латвия (316), Польша (270) и Украина (190). Такая структура логична и ожидаема, все эти страны — наши ближайшие соседи. А отсутствие языкового барьера и схожий менталитет лишь способствуют продуктивному сотрудничеству.

— Что ищут иностранные компании на нашем рынке?

— Наиболее ориентирована на экспорт секция лесопродукции. Сделки здесь совершают более 250 участников из 30 стран. Мы торгуем пиломатериалами, щепой, топливными брикетами и гранулами, древесными плитами, фанерой. Основные покупатели — компании из Польши, Германии, Прибалтики.

В прошлом году лесопродукция стала одной из важнейших групп товаров, реализуемых на торгах. Ее удельный вес в совокупном экспорте товаров через биржу составил 74 процента, а сумма сделок достигла 280 миллионов долларов. Мы можем похвастаться и крупнейшей из них: в прошлом году зарубежным потребителям реализовано 805,4 тысячи кубических метров круглых лесоматериалов на 32 миллиона долларов. В торгах участвовал 41 покупатель.

— Как, скажите, на этом успешном фоне выглядит секция сельхозпродукции?

— Дает более 16 процентов биржевого товарооборота. Список товарных позиций довольно широк. К примеру, наиболее востребованные в торговле со странами Европейского союза в части экспорта — казеин, рапсовое масло и шрот, в части импорта — мясо птицы механической обвалки, шпик, жир-сырец и соевый шрот. Компании из стран ЕАЭС, Украины и Молдовы активно приобретают на бирже муку пшеничную, ржаную и овсяную, масло коровье (в ассортименте), молоко сухое, сыворотку, казеин, творог, масло рапсовое, говядину и свинину, эндокринно-ферментное сырье. В свою очередь отечественные компании покупают у них шрот соевый и подсолнечный, жмых рапсовый и подсолнечный, кукурузу, пшеницу продовольственную, соевые бобы.

В прошлом году объем сделок, совершенных по секции сельхозпродукции с участием нерезидентов, составил более 100 миллионов долларов. Основные участники — компании из России, Литвы, Латвии, Польши, Украины, Молдовы, Великобритании, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Германии и Люксембурга.

Через биржу также реализуется значительная часть кормовых добавок, которые используются в животноводческой отрасли. Крупнейшие, можно сказать знаковые, сделки по секции сельхозпродукции в прошлом году — это контракт по продаже молока сухого обезжиренного на 5,7 миллиона долларов, а также сделка по закупке соевого шрота на 6,3 миллиона долларов.

— Недавно наткнулась на любопытный факт: только за три первых месяца 2018-го сумма биржевых сделок выросла на 22 процента — до 884 миллионов рублей. Можно сказать, что это иллюстрирует положительные тенденции и в экономике страны, и в росте экспорта?

— Вне всяких сомнений. Причем динамику сделок с участием иностранных компаний мы отмечаем уже третий год. То же самое можно сказать и об экспортных контрактах, заключенных через биржу. Тенденция, безусловно, радует, ведь биржа — зеркало экономической ситуации в стране.

Особенность биржевых торгов еще и в том, что рынок очень быстро реагирует на спрос и предложение. Допустим, в этом году круглый лес из республики продаваться не будет: не выделено экспортных квот. Следовательно, можно сделать вывод, что изменится и структура экспортных сделок по секции лесопродукции. Мы уже заметили эту переориентацию. Возьмем, к примеру, такую позицию, как топливная щепа. Ее продажи увеличены в 40 раз. А получилось все так: крупные предприятия, экспортирующие лес, в экспериментальном режиме выставили топливную щепу на биржевые торги — и увидели спрос на нее. В итоге щепа была реализована в ходе первых пробных торгов более чем в 10 стран, при этом стоимость ее значительно возросла.

— В связи с этим, кстати, мне не совсем понятна позиция предприятий АПК, которые поставляют продукцию в ту же Россию через прямые контракты, имея потом немалые проблемы с дебиторкой. Тогда как биржа дает очевидные преимущества в этом плане: прозрачность расчетов, определенные гарантии для совершения сделок...

— Каждый экспортер сам решает, как ему торговать. Но, естественно, не могу не согласиться, что биржа дает ряд возможностей, которые позволяют вести бизнес с выгодой. Помимо самой электронной торговой площадки, мы предлагаем комплекс дополнительных опций. Например, предоставляем наши субсчета для взаиморасчетов. Это очень удобно, ведь участники сделки будут уверены, что расчет произведен, а продукция дойдет до покупателя. Так можно застраховать себя от рисков, а именно от того, что контрагент не исполнит какие-либо обязательства — не поставит товар или не заплатит за него.

Кроме этого, у нас работает отдел безопасности, который тщательно проверяет каждую новую компанию перед допуском к биржевым торгам, чтобы убедиться в ее благонадежности. Большую помощь участникам торгов оказывает и отдел контроля за исполнением биржевых сделок. Если, допустим, контрагент не выполняет какие-то условия контракта, клиент обращается на биржу, где могут оперативно, в досудебном порядке, урегулировать некоторые разногласия. Если же здесь не получается, спор переносится в Арбитражную комиссию, которая имеет статус экономического суда и решения которой обязательны для исполнения. Но такие ситуации происходят на бирже достаточно редко. Количество проблемных сделок, исполнение которых требует привлечения наших специалистов, менее процента, и более 80 процентов из них разрешаются именно в досудебном порядке.

Еще одно преимущество для клиентов — механизм биржевой логистики. Его составляют аккредитованные в Беларуси и за рубежом склады (их более 30), перевозчики и эксперты. Такая система взаимодействия позволяет отгружать товар на условиях DAP/DAT — биржевого склада (по нормам «Инкотермс 2010»), тем самым максимально приближая его к покупателю.


— Если говорить о партнерских отношениях, что укрепляет именно их?

— Главный принцип для нас — продвигать белорусскую продукцию за рубеж, поэтому со всеми заинтересованными взаимодействуем очень активно, особенно на этапе, когда компания только присматривается к нашему рынку. Мы всегда стараемся оказать максимальное содействие, и если не в состоянии помочь собственными силами, связываемся с нашими партнерами и брокерскими компаниями. Брокеры — это профессиональные участники биржевой торговли, которые знают о БУТБ все: мы их обучили, они сдали квалификационные тесты, в курсе всех нюансов, умеют эффективно работать по всем товарным секциям. Брокерских компаний у нас 42, при этом шесть из них нерезиденты — из Латвии, Литвы, Польши, России, Турции и Украины. Они помогают клиенту выйти на биржу, аккредитоваться, объясняют правила игры. Одним словом, оказывают помощь по всем направлениям.

Мы подсчитали, что сейчас к услугам брокеров прибегают около 40 процентов наших клиентов. По сути, такие компании рекламируют нас за границей, привлекают новых клиентов. Именно поэтому мы намерены развивать сеть биржевых брокеров-нерезидентов в разных странах. Кстати, для нас интересно наращивание объемов биржевой торговли со странами «дальней дуги», включая Китай и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

— Какие направления в географии биржевой торговли можно назвать лакомыми кусками? Ведь распыляться на все регионы, согласитесь, бессмысленно. Важно найти клиентов в той части света, где есть спрос именно на нашу продукцию.

— Вы правы, и потенциал в продвижении экспорта есть. Допустим, в той же России это отдаленные регионы. К примеру, Хабаровск или Владивосток. Здесь можно расширяться, тем более что контракты с компаниями из этих городов на бирже уже заключались.

Интересна Африка, куда идут наши пиломатериалы. В частности, тот же Египет закупает большие объемы леса, причем не только из Беларуси, но и из других государств. Рынок в этом отношении там очень емкий. Нам интересен также Ближний Восток, где налицо строительный бум — Иран, Сирия, Ливан, даже Пакистан. Пока тяжело работать с этим регионом: все же сказывается тот же языковой барьер, однако у нас появился активный брокер из Турции, у которого наработаны контакты с этими государствами, поэтому через него будем выходить на данные рынки.

Любопытен тот же британский рынок. Но здесь есть нюансы: англичане любят работать по правилам, которые диктуют они сами. Например, британцы предпочитают, чтобы товар был доставлен непосредственно в порт с отсрочкой оплаты. То есть львиная доля рисков перекладывается на плечи продавцов… Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить объемы продаж. Содействие оказывает наш МИД. Англичане, конечно, тоже идут навстречу, но пока не так активно. Посольство Великобритании, в частности, инициировало участие белорусских экспортеров лесопродукции в выставке Timber Expo, которая прошла в октябре 2017 года в Бирмингеме. Вести диалог с британцами необходимо: они активные импортеры леса. Выставка показала, что данный регион очень заинтересован в закупках белорусского леса, а биржевая площадка рассматривается ими как наиболее оптимальный механизм для этого.

— Кроме работы непосредственно с бизнес-кругами, БУТБ сотрудничает и с межбиржевыми структурами. К таковым можно отнести, допустим, Ассоциацию фьючерсных рынков и Международную ассоциацию бирж. Каков эффект от представительства в этих союзах?

— Членство в крупных ассоциациях дает выход на мировую арену, возможность заявить о себе. К слову, на одном из последних заседаний Ассоциации фьючерсных рынков высказано много лестных слов в наш адрес, потому что мы работаем с реальным товаром. То есть любые спекулятивные риски в сделках исключены. У многих членов ассоциации это направление не развито.

В Международной ассоциации бирж представлены крупнейшие биржи стран СНГ. БУТБ инициировала создание Комитета по товарным рынкам, куда вошли «коллеги» из названного региона. Вырабатываем совместные шаги, обмениваемся данными, вышли с предложением создать портал, где оперативно могли бы выставлять котировки по товарным позициям, которые торгуются в Беларуси, России, Казахстане. Глобальная идея портала — интеграция товарных рынков. Потому что на самом деле ощутим дефицит информации: белорусские предприятия, допустим, не знают, какие товары актуальны в Казахстане, и наоборот.

Опять же, через членство в ассоциации рекламируем себя, находим партнеров, которые зачастую помогают в покупке или продаже товаров. Преследуем в этом отношении и еще одну цель. Нужно гармонизировать законодательство в области биржевой торговли. Выработка общих норм позволит проще реализовывать продукцию.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter