В защиту природы. Беларусь и Россия расширят сотрудничество в сфере экологии.

21–23 июня в Самаре прошло двадцать пятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды, экологического образования и воспитания в Союзном государстве».

21–23 июня в Самаре прошло двадцать пятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды, экологического образования и воспитания в Союзном государстве».
Выступая с приветственным словом к участникам семинара, исполняющий обязанности губернатора Самарской области Александр Нефедов подчеркнул, что проблемы охраны окружающей среды волнуют все экономически развитые страны. «Самарская область является регионом с высокоразвитой промышленностью. Проводимые правительством губернии и предприятиями региона природоохранные мероприятия позволяют успешно снижать уровень техногенного воздействия на окружающую среду. Я думаю, что наш опыт в обеспечении экологической безопасности региона заинтересует наших коллег из Беларуси», – отметил Александр Нефедов.
В свою очередь председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Адашкевич отметил, что на семинаре будет проведен научный анализ проблем окружающей среды. «Я слежу за обстановкой в России, сравниваю экологические проблемы двух стран и могу сказать, что у нас много общего. Поэтому искать пути решения нам нужно вместе», – подчеркнул он.
Заведующий отделом международного научного сотрудничества Белорусского научно-исследовательского центра «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Наркевич в своем выступлении проанализировал и дал оценку системе реализации природоохранных конвенций и соглашений в Беларуси. Сегодня в республике реализован ряд проектов Программы развития ООН (ПРООН), Глобального экологического фонда (ГЭФ).
Так в 2009-м был завершен проект ПРООН, ГЭФ и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь «Ренатурализация и устойчивое управление торфяными болотами для предотвращения деградации земель, изменений климата и обеспечения сохранения глобально значимого биологического разнообразия», который был призван восстановить водно-болотную экосистему 17 нарушенных и выработанных торфяных болот общей площадью более 40 тысяч га.
По словам Ивана Наркевича, приоритетным направлением международного научно-технического сотрудничества в русле реализации целевых задач по конвенциям является решение таких проблем, как трансграничные проблемы сохранения биоразнообразия, разработка планов управления особо охраняемых природных территорий и мер сохранения редких видов, использование экосистемного подхода в лесном хозяйстве.
В заключение Иван Наркевич предложил рассмотреть возможность разработки и совместного осуществления проектов в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, например, по таким конвенциям, как рамочная Конвенция ООН об изменении климата; протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ).
Заместитель начальника департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Николай Цыбулько рассказал о радиоэкологических проблемах загрязненных радионуклидами территорий.  Как отметил выступающий, загрязнению подверглось около 60 тысяч квадратных километров  территории России и 46 тысяч квадратных километров Беларуси. В результате были загрязнены как сельскохозяйственные земли, так и природные экосистемы. Между тем растения поглощают из почвы различные формы радионуклидов. Поэтому необходимо сократить их поступление в организм человека с продуктами питания.
Как объяснил Николай Цыбулько, в результате применения защитных мероприятий за послеаварийный период поступление цезия-137 в сельскохозяйственную продукцию уменьшилось в 10–12 раз, стронция-90 – в 3 раза, что позволило существенно снизить дозы внутреннего облучения населения.
Об изменении климата в Среднем Поволжье за последние 30 лет рассказал руководитель Приволжского межрегионального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Ефимов.
Сегодня Приволжское УГМС располагается на территории пяти субъектов Российской федерации: в Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областях. Общая площадь обслуживаемой территории составляет 358 тысяч квадратных километров.
Метеоролог обратил внимание, что государственная  наблюдательная сеть Самарской области в 2008 году расширилась за счет установки пяти голландских автоматических метеорологических станций. Еще пять станций начали свою работу в 2010 году. Поэтому гидрометеорологической информации вполне достаточно для проведения исследований изменения климата на территории деятельности Приволжского УГМС.
В своем докладе Александр Ефимов акцентировал внимание на изменении количества осадков за последние 30 лет. 
Директор Института химии и инженерной экологии Тольяттинского государственного университета, научный руководитель отдела инженерной экологии и экологического мониторинга Самар-ского научного центра РАН Андрей Васильев рассказал о реформах, проводимых в рамках подготовки экологов. По его словам, начиная с 2000 года в России получила развитие подготовка  бакалавров и магистров по направлению «Защита окружающей среды». Однако в результате реформ, которые вступают в силу в следующем году, направление «Защита окружающей среды» утрачено как самостоятельное. Вместо него вступило в силу направление «Техносферная безопасность». Внутри него, правда, намечено сохранение профилей, в том числе по инженерной защите окружающей среды. То есть подготовка экологов технического профиля рассматривается теперь как разновидность подготовки по техносферной безопасности, что очень широко. Интересно, но в странах – участницах Болонского соглашения направление «Защита окружающей среды» было и остается  самостоятельным направлением. Более того, в ряде стран (например, в ФРГ) возвращаются к подготовке специалистов-инженеров.
Директор филиала «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь Зоя Трафимчик рассказала о постчернобыльской экологической культуре. По ее словам, необходимо предусмотреть в действующих и новых программах Союзного государства направления по совершенствованию подходов к общеэкологическому воспитанию с учетом накопленных знаний,  разработать и реализовать инновационные проекты, направленные на экологическое просвещение, а также создать условия для научно-познавательного изучения особой экологической среды на территориях отселения и отчуждения.
Член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Людмила Егорова предложила разработать и принять закон Союзного государства «Об экологической безопасности», который должен стать законом прямого действия на всей территории Беларуси и России, а также стержнем концепции национальной безопасности Союзного государства.
Об опыте совместной деятельности специалистов Беларуси и России по организации единой сети радиационного мониторинга лесов Союзного государства рассказал заведующий отделом леса ФГУ «ВНИИ лесоводства и механизации» Андрей Раздайводин. Так в результате совместной деятельности были разработаны правила ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения, лесной раздел «Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС» и другое.
В своем выступлении начальник Управления по обеспечению деятельности Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Шерстнев заявил, что сфера экологической безопасности в Союзном государстве законодательно обеспечена в достаточной мере, чтобы эффективно решать проблемы.
Вместе с тем, по его мнению, спланированные меры по ее укреплению реализованы частично или вообще не выполнены. К примеру,  программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. «Очевидно, назрела необходимость провести ревизию пунктов этой программы и определить новые  меры по решению актуальных проблем в экологической сфере Союзного государства. А может, и разработать новую интеграционную программу», – сказал докладчик.
В ходе семинара прозвучало мнение, что необходимо разработать согласованный перечень нормативно-правовых актов государств – участников  Союзного государства в области экологической безопасности, подлежащих разработке и унификации, а также обеспечить их принятие.
По итогам семинара были приняты соответствующие рекомендации. Так, например, в связи с образованием Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана рекомендовано рассматривать Республику Казахстан как стратегического участника решения проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Таможенного союза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter