Председатель Гродненского облисполкома Владимир Дешко рассказал о перспективах строительства в регионе

В выигрыше должен быть результат

Разные сферы экономической и социальной жизни страны во многом зависят от состояния дел в одной отрасли — строительстве
Развитие энергетики. Модернизация промышленности. Динамика в сельском хозяйстве. Комфортная и благополучная жизнь семей. Эти, казалось бы, разные сферы экономической и социальной жизни страны во многом зависят от состояния дел в одной отрасли — строительстве. Строительные организации — своеобразный локомотив, снижение скорости которого неизбежно приведет к торможению следующего за ним состава. И пусть сегодня строителям не так просто, как было лет пять назад — за каждый подряд нужно бороться, доказывая свою конкурентоспособность, — зато в выигрыше качество и технологичность работ. Этими двумя составляющими традиционно сильна Гродненская область. О том, в чем секрет этого региона и каковы здесь дальнейшие перспективы строительства, корреспондент «СБ» побеседовала с заместителем председателя Гродненского облисполкома, почетным строителем Беларуси Владимиром Дешко.


Владимир Дешко
Фото Михаила ИСАЧЕНКО


— Владимир Иосифович, что сегодня играет на руку строительной отрасли Гродненской области?

— В первую очередь — хорошие традиции. Разумный хозяйственный подход с пониманием необходимости освоения новых технологий формировался десятилетиями. Нам очень повезло, что в начале 90–х годов прошлого века именно здесь строились городки для покидавших Германию военнослужащих Западной группы войск. Гродненским строителям довелось с нуля возвести городок Россь в Волковысском районе, который позже был удостоен Государственной премии как один из лучших реализованных проектов ХХ века. Там мы работали с финнами, немцами, освоили совершенно новые технологии и организационные формы. После завершения строительства в России гродненские строители стали другими. Это видно и по качеству, и по сложности объектов, которые мы возводим. Мы не боимся браться за серьезные объекты. Возьмите для примера строительство АЭС. Возведение градирни высотой более 170 метров ведет «Гроднопромстрой». Там нет межэтажных перекрытий, которые могли бы облегчить работу строителям. Это крайне сложный объект. Но гродненцы успешно справляются.

— Но и от руководителя строительной организации, наверное, немало зависит?

— Строителям Гродненщины всегда везло на грамотных руководителей. Не было текучки среди администрации. Руководители трестов работают по 10 лет и дольше. Мы знаем примеры, когда начальство в строительных организациях менялось ежегодно. Но только не в Гродненской области. Здесь ставку на стабильность кадровой системы сделал еще первый секретарь обкома партии Леонид Клецков. Его подход к воспитанию, формированию, сохранению руководящих кадров мы постарались сохранить. Опытный руководитель знает: необходимо работать с коллективом, стимулировать его к качественной работе, поддерживать дисциплину, уделять время и средства для модернизации предприятий, смотреть в будущее.

— К слову, о модернизации. В Гродно первыми взялись за монолитное строительство. Как осваивали эту технологию?

— Монолитное строительство мы «привезли» из Кировакана, из Армении. Там в 1988 году было землетрясение, и мы там три года работали на монолитном домостроении. Потом приехали и в Гродно стали возводить монолитные дома. Для этого мы вывезли из Армении опалубку, необходимую оснастку. Некоторые дома даже построили еще по кироваканскому образцу. Так и с многими другими неординарными подходами. Казалось бы, можно их игнорировать, ничего не менять, как поступили все остальные. Ведь в Армении работали строительные управления из всех областей. Но мы оказались единственными, кто вывез оттуда все необходимое для строительства монолитных домов и применил эту технологию здесь, на родине.


Центральный мост в Гродно
Фото Екатерины ЧАРОВСКОЙ


— Как вы считаете, за какими технологиями будущее строительной отрасли?

— Самое главное — это индустриальность и мобильность строительства. Монолитное строительство дает мобильность. Необходимо развивать это направление. Вот на «Мостовдреве» освоили производство так называемой финской фанеры. Сегодня мы ставим задачу по созданию опалубочных систем на территории нашей области, чтобы не брать импортные. Фанера есть? Есть. Есть и предприятия, которые могут делать металлические каркасы для таких систем. Это еще больше удешевит стоимость одного квадратного метра. Но здесь необходим бетон с коротким сроком для набора прочности, чтобы можно было оперативно переставлять опалубку. Тогда на строительство каждого этажа будем тратить не недели, а сутки. Значит, надо работать над свойствами производимого бетона. И, конечно же, совершенствовать проектные решения.

— А как же энергосберегающие дома? У этой идеи есть будущее?

— На Гродненщине есть такой дом. В нем 69 квартир, и он успешно перезимовал уже 6 сезонов. Теплопотребление в нем ниже 40 киловатт на квадратный метр в год. Бывало, отопление включали только на неделю–две за 12 месяцев. Для сравнения: примерно половина жилфонда в стране имеет показатель, близкий к 150 киловаттам. Так строить нельзя. Мы доказали, что и 30 киловатт на квадратный метр в год — это вполне реально. И сегодня «Гродногражданпроект» работает над домом, где мы доведем энергопотребление до 15 — 20 киловатт на квадратный метр в год. Есть проблема: за электричество люди платят 90 — 100 процентов от себестоимости, а за тепловую энергию, потребляемую ЖКХ, — 10 процентов. Но система теплосбережения держится на работе рекуператора, а он требует затрат электроэнергии. В итоге населению стало невыгодно использовать рекуперацию. Об этом надо говорить и необходимо что–то менять.

— На строительство влияет и качество подготовки проекта. Как с этим обстоят дела в области?

— Институт «Гродногражданпроект» — это громкое имя в строительной отрасли страны. Более того, это пока что единственная в Беларуси организация, которая способна работать в системе полного инжиниринга. То есть сопровождать инвестпроект от идеи до сдачи объекта в эксплуатацию. И это единственный проектный институт в стране, который может работать, сочетая функции заказчика, генпроектировщика и генподрядчика. Объектов, построенных по такой схеме, в Гродно немало. Достаточно вспомнить реконструкцию центрального моста через Неман. Это уникальная стройка. Я знаю точно — подобного в мире нет. Старый трехпролетный мост подняли на метр тридцать, сделали в 2 раза шире и в 1,8 раза длиннее. При этом использовали старые конструкции, которые были получены в 1945 году из Германии, по новой изменив расчетную схему и точки применения. Здесь мы получили сокращение нормативных сроков проектирования и строительства не менее чем в 4 раза. Экономический эффект исчисляется миллионами долларов. В результате движение по мосту было восстановлено спустя 9 месяцев против предлагаемых другими организациями, в том числе и зарубежными, 4 — 5 лет. Также можно говорить о реконструкции развязки по улице Буденного. За 4,5 месяца был реализован этот проект — горожане даже не заметили. Организация кольцевой схемы дорожного движения. Говорили много, а осуществили только после того, как «Гродногражданпроект» взялся за реализацию по схеме полного инжиниринга.

— Вы рисуете вполне радужную картину, но наверняка видите и проблемы отрасли. В чем они заключаются?

— Сегодня мы сдали позиции по сельскому строительству. По объективным причинам. К сожалению, долги за проделанную работу накапливаются, резко упали внутренние инвестиционные возможности области, а развивать и рассчитывать на эффективную и высокопроизводительную работу в такой ситуации крайне сложно. Отмечу, что дебиторская задолженность у нас неизмеримо больше, чем в других областях. Еще одна проблема: схема реализации инвестпроектов. Три организации — заказчик, генподрядчик и генпроектировщик — условно создают треугольник и гоняют вопросы по кругу друг к другу. Эту схему ломать сложно, но необходимо: инжиниринговые организации плюс подрядчики — вот, на мой взгляд, идеальный тандем. Работать надо комплексно. Не только разрабатывать проект, но и отвечать за его реализацию. Чтобы не было так: проектировщики нарисовали, а реализация — это уже не наше дело.

Еще один аспект. Я очень люблю и уважаю Министерство архитектуры и строительства, но, на мой взгляд, сложно совмещать хозяйственную функцию и нормотворчество. Не может подрядное ведомство эффективно работать над созданием нормативной базы. Необходима трансформация.

К тому же стоит пересмотреть форму собственности строительных организаций. Сейчас это где–то коммунальные, где–то республиканские предприятия. При этом республиканские серьезно проигрывают коммунальным, если оценивать результаты хозяйственной и экономической деятельности. Считаю, что надо передать их в областное подчинение. На местах мы и загружаем организации, и решаем вопросы оплаты, социальной поддержки — все происходит гораздо оперативнее и проще.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия № 138 (24768). Четверг, 23 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter