В вуз не дуем

Надо ли вузам урезать набор студентов-экономистов и юристов

Люди в большинстве своем доверчивые на всех континентах. Особенно подростки, которые поверили в сладкие грезы пост-индустриального светлого будущего. Наивная молодежь с юношеским максимализмом бросилась грызть экономические и юридические науки, а технические дисциплины стали падчерицей XXI века. Инженеров не хватает, и мало желающих на них учиться в Германии, США, России, Анголе… Наш абитуриент тоже идет в русле мирового тренда.

Иной раз на систему образования смотрят, точно на школу гладиаторов, которая поставляет квалифицированных рабов. Сколько экспертов и неглупых людей, когда дело доходит до кадровой политики, превращаются почти в тиранов, предлагая привить молодежи любовь к точным наукам с помощью стандартной древней педагогической практики «фейсом об тейбл». По их мнению, чтобы абитуриенты захотели стать технологами или конструкторами, надо… сократить поле для выбора, обрезав набор на популярные экономические и юридические специальности. Так ненавязчиво реальный сектор предлагает махровым протекционизмом решить свою проблему.

Но рационально ли университетам выкручивать руки и заставлять резать наборы на платное, например, экономическое обучение? Образование тоже бизнес. Да еще какой! Кстати, в отличие от промышленности, не зависящий от импорта, курса валют и погодных явлений. Если люди готовы платить за гуманитарные знания — почему бы их не продавать?!

Месяц назад на Международном образовательном форуме в Минске членкор Академии экономических наук Украины Николай Жук предложил посмотреть на проблему с другой стороны. Кому мешает большое количество экономистов и юристов? Да пускай в каждой семье будет по такому специалисту. Повседневная жизнь-то даже у самых средних граждан далеко выбивается за простые рамки «зарплата—кошелек—магазин». Люди берут кредиты, покупают недвижимость, ценные бумаги… Поэтому и востребованы экономические и юридические знания: подойдут и для карьеры, и для бытового пользования. Другое дело, насколько «банкам, например, нужны грамотно управляемые домохозяйства, потребители, которые бы разбирались, что такое тело кредита, процентная ставка, маржа», задается риторическим вопросом Николай Жук. Но, с точки зрения государства, экономически разумный гражданин, — это хорошо. По крайней мере, его поведение рационально, а не стихийно. Собственно говоря, эмоциональные «всплески толпы» — одна из проблем современной экономики.

Словом, спрос на гуманитарное образование никуда не денется. Неужели придется совсем остаться без инженеров? Ректор Невского института языка и культуры Марина Диброва уверена: революции в системе образования не нужны. А вот скорректировать базовое наполнение высшего образования стоит. С учетом новой окружающей социальной среды. И если в Средневековье в университете изучали в обязательном порядке риторику и философию, нынче начальные знания об IT-технологиях, финансах, экономике и юриспруденции становятся признаком дееспособности в любых сферах жизни. Видимо, пришло время и в нашей стране вузам задуматься о маркетинге, создавать образовательный продукт — притягательный и «вкусный» для абитуриента.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter