В Венесуэле города растут, как деревья. Белорусские архитекторы предложили латиноамериканским коллегам проекты искусственных островов, “зеленых поселений” с собственным микроклиматом и идеи по развитию “гроздьев городов” — агломераций.

“У меня мечта — увидеть Каракас таким”, — как всегда эмоционально отреагировал венесуэльский лидер Уго Чавес, когда посетил минский микрорайон Каменная Горка и лично убедился в качестве работы белорусских строителей.

“У меня мечта — увидеть Каракас таким”, — как всегда эмоционально отреагировал венесуэльский лидер Уго Чавес, когда посетил минский микрорайон Каменная Горка и лично убедился в качестве работы белорусских строителей. В ближайшие пять лет наша страна намерена увеличить экспорт строительных услуг в 4 раза. В одной Венесуэле мы намерены возвести около 30 тысяч квартир (по оценкам Business Monitor International, стране необходимо 1,5 млн новых домов, чтобы решить жилищную проблему). Белорусские специалисты принимают участие и в серьезных градостроительных разработках, которые определят развитие венесуэльских городов на годы вперед. Заместитель директора БЕЛНИИП градостроительства Дмитрий СЕМЕНКЕВИЧ рассказал “НГ” о вкладе отечественных планировщиков в урбанистику Боливарианской Республики.

— Наши отношения с Венесуэлой начались в 2007 году — с договоренности между президентами, которые касались в том числе и жилищного строительства. Но прежде чем закладывать фундамент, нужно разработать план развития города: его социальной, транспортной инфраструктуры, инженерных сетей... Наш институт работал над несколькими проектами. Первый — развитие города Баринаса. Изначально планировалось построить город-спутник, но мы оценили 13 площадок на территории муниципалитета и отказались от этой затеи. Мы разработали комплексный план района Санто-Доминго, где появятся 3 тысячи квартир и промышленная зона. Другой объект — “гроздь городов”, агломерация Текирлафлоре, которая протянулась между Каракасом и Маракаем. Транспортная ось вдоль морского побережья привлекательна для строительства промышленных и жилых районов, которые формируют города-близнецы. Мы предложили варианты развития разных зон — зеленой, индустриальной, туристической, свое видение “кирпичиков” агломерации.
— В СМИ бурно обсуждалось развитие территории вокруг военного аэропорта в Маракае.
— Здесь важно было изучить резервы для развития транспортной инфраструктуры. Так как рядом проходит железная дорога, то появилось предложение создать мультимодальный транспортный узел, развивать сопутствующие предприятия. Губернатор также попросил наши предложения по развитию прибрежной зоны: из-за горной местности здесь есть опасность схода селя (что
и произошло недавно, погибли тысячи людей), поэтому мы предложили инженерную защиту, а для отдыха — намыв искусственных островов.
— Если сравнивать Венесуэлу и Беларусь, то законы, по которым развиваются города, наверное, сильно отличаются?
— Да, это факт. Города в далекой латиноамериканской стране порой растут, как деревья, естественно, стихийно, я сказал бы, средневековым методом. Есть необходимость — и город дополняется новым районом, кварталы-парселлы тут же застраиваются жильем, но очень хаотично и сумбурно: высотные здания (банки, офисы, гостиницы — вообще в Венесуэле ценят свободную землю и стараются, чтобы постройки росли ввысь) соседствуют с малоэтажными, а трущобы — с прекрасными архитектурными ансамблями.
— Прямо, как в Москве...
— С одной стороны, в городах много интересных зданий XVIII—XIX веков, возведенных в латиноамериканском стиле еще во времена монархии, с другой — жилья катастрофически не хватает, и основная проблема — это самозахват территории. Люди просто застраивают ее домами из коробок — так появляются бариосы, трущобы. О комфортности и речи не идет, хорошо, если есть водопровод и электричество. Мусор, как правило, выбрасывается на крыши нижестоящих домов... Венесуэла нуждается в комплексном, системном планировании городской территории.
— Именно этим белорусские градостроители всегда славились, не так ли?
— Мы накопили значительный опыт территориального планирования еще во времена СССР. Говоря проще, это комплексная застройка территории, когда возводится не только жилье, но и объекты транспортной, социальной инфраструктуры, когда разные ведомства взаимодействуют между собой. Иметь работу — хорошо, жилье — тоже неплохо, но если рядом нет школ, магазинов, поликлиник, то жизнь в городе будет неполноценной. Мы предложили венесуэльцам наши подходы и решения. Например, у них раньше не существовало такого параметра, как шаговая доступность детских садов и школ. Однако важно понимать, что мы никогда не ставили цель экспортировать белорусский опыт, речь идет об обмене решениями между планировщиками, строителями. И у Венесуэлы нам тоже есть чему поучиться.
— Что вас особенно впечатлило?
— Автомагистрали обслуживают города лучше. Все развязки делаются на опорах, свободное место под колоннами используется для стоянок, в то время как мы в основном насыпаем земляные валы, теряя много места. При проектировании нам пришлось учитывать активные сейсмические процессы, характерные для Венесуэлы, — это новый и ценный опыт. Климат тоже накладывает свой отпечаток. Здесь он очень разнообразен: в Каракасе — морской, влажный, а в центральной зоне под Баринасом ветры слабые, воздух засушливый. Мы разработали рекомендации, как обеспечить в городе хороший микроклимат. Например, планировать кварталы так, чтобы они продувались, чтобы между зданиями возникали сквозняки, а на улицах строить искусственные водоемы, которые ночью охлаждали бы воздух. Это гораздо дешевле, чем ставить кондиционеры, при минимальных затратах мы повышаем комфортность проживания.
— Возвращаясь к теме жилья — в Латинской Америке тоже популярно панельное домостроение?
— Сейчас индустриальное домостроение очень активно развивается, нужно вывести людей из трущоб и обеспечить средний класс и бедное население доступным жильем. Здесь по сравнению с Европой иная демографическая ситуация: коэффициент семейности в Беларуси — 2,5, а в Венесуэле — 5, то есть в одной семье минимум трое детей. Страна привлекает для строительства иностранцев — иранцев, китайцев, канадцев, сейчас еще и белорусов. Есть разные проекты домов: монолитные, каркасные с заполнением керамическими блоками. Качество местной глины просто потрясающее! Беларусь, кстати, строит кирпичный завод для компании “Вепроимко”.
— А в чем специфика сельских поселений Венесуэлы?
— Традиционно в Венесуэле сложились фермерские хозяйства, их называют финки. Там живут семьи владельцев (5—6 человек), а в течение недели приезжают 10—12 наемных рабочих, которые порой преодолевают ради этого 200 километров. На выходные возвращаются к своим родным. Получается, что живут они в “городах-спальнях”. В основном поселения застроены частными одноэтажными домиками с минимальными участками — всего 200—400 кв.м, даже дерево негде посадить. В таких городках нет инфраструктуры, разве что церковь и магазин. Республика формирует крупнотоварное сельское хозяйство, разрабатывая программы крупных социалистических поселений, и ей интересен белорусский опыт строительства агрогородков. Мы предложили увеличить личные подворья, чтобы посадить деревья, дающие тень, дать возможность выращивать что-то для себя. Эту идею восприняли хорошо, оптимальным оказался размер участка в 10 соток. Сейчас заключен контракт на проектирование агрогородка в районе Ла Роана, штат Гуарико. Там должны появиться предприятия по глубокой переработке молока и мяса, поселок, вся необходимая инфраструктура. Есть у венесуэльцев и собственные интересные задумки; вместе с китайцами они строят сельские коммуны, которые напоминают мне утопические поселения Кампанеллы. Представьте себе огород коллективной обработки, а вокруг него — около двух десятков домиков, расходящихся подобно лучам. Идея кажется утопичной, но кто знает?..

Интересно знать
Что Беларусь строит в Венесуэле?

1. Почти 7 тысяч квартир в городе Маракай штата Арагуа
Планируется, что около 2,5 тысячи квартир в секторе Гуасималь построят уже в 2011 году, а подключат к сетям и благоустроят — к февралю 2012 года. Остальное жилье возведут в районе базы Либертадор, где уже ведутся земляные работы.
2. Около 10 тысяч квартир в Каракасе
Пока строители осваивают участок в 35 гектаров, где собираются сдать 3—4 тысячи квартир в высотных домах.
3. Сборочные производства МАЗ и МТЗ
Проектные работы должны завершиться в апреле, а к ноябрю объекты будут готовы. Сейчас идет закладка фундаментов, создаются металлокаркасы производственных корпусов.
4. Завод по переработке аккумуляторных батарей
Как только мы получим площадку под строительство, то экономика Венесуэлы прирастет еще одним предприятием в течение 12 месяцев.
5. Линии производства электросварной сетки на предприятии “Сидор”
В городе Порт определен цех, где будут монтировать линию. “Сидор” отремонтирует помещение, а белорусская сторона выполнит проектные работы, поставку оборудования и шефмонтаж.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter