В угол поставить!

Кое-что о воспитательной терапии в теннисе

Кое-что о воспитательной терапии в теннисе


«За все время, которое я провел в качестве капитана сборной Беларуси в Кубке Дэвиса, я не видел такого позора и такого тенниса!» Директор РЦОП по теннису Сергей Тетерин негодовал справедливо, в недавнем поединке со сборной ЮАР наши ребята выглядели утомленными путниками, которым не в теннис играть, а в теньке прилечь. Помимо этой негодующей и злой фразы, Тетерин пообещал, что выводы по результатам разгрома будут сделаны кардинальные. И обещание сдержал. Тренерский совет, посвященный результатам встречи, больше напоминал судебное заседание. На повестке дня — будущее тенниса, на «скамье подсудимых» — молодая поросль национальной сборной Сергей Бетов, Андрей Коротченя и Дмитрий Жирмонт.


«С 2007 года на подготовку ребят суммарно было потрачено более 160 миллионов рублей, — называет данные заместитель директора РЦОП по спорту Нина Цеплиш. — Результат — рейтинг в пределах 6 — 7–й сотни и 0:5 от сборной ЮАР». Ребята в ответ оправдывались, как школьники, которых застали в туалете с сигаретой. От их слов хотелось плакать и смеяться одновременно. «Я плохо себя чувствовал», «Тренер не уделял достаточно внимания», «Отвлекали бытовые проблемы», а вот это с налетом «гениальности»: «Забыл дома кроссовки...» Точки в этих сказках расставил старший тренер команды Алексей Петренко. «Дело в том, что самооценка спортсменов оказалась намного выше, чем их профессионализм, — сказал как отрезал наставник. — Нет сплоченности, нет стремления сделать больше, чем тренировочный минимум, а чаще всего к тренировкам и вовсе относятся как к повинности». Выводы не заставили себя ждать. «Я считаю нецелесообразным тратить на таких спортсменов государственные деньги. Ребята должны доказать свое право находиться в сборной и представлять страну на международных турнирах, а пока — никаких финансовых привилегий. Двери в команду открыты для всех», — подвел черту Тетерин, обнажив тем самым другой наболевший вопрос: «Кто эти «все»?» В качестве резерва, который может появиться в составе уже на ближайшем матче против сборной Македонии, называются фамилии Филин, Василевский, Крук...


— Ребята неплохие, — рассуждает, в свою очередь, главный тренер команды Владимир Волчков. — Филин — один из лидеров в своем возрасте, Василевский будет играть юниорский «Ролан Гаррос»... Впрочем, нынешних пацанов я бы тоже не списывал. Хочется верить, что у них еще не все потеряно. Сегодня мы даем всем возможность готовиться в равных условиях, а потом проведем своего рода смотр. Но главная проблема не в том, кто будет играть против македонцев, а глобальнее: как дальше будет жить белорусский теннис? Очевидно, что если не принять радикальные меры, то будет еще хуже.


— В каком–то смысле 0:5 от ЮАР пошли на пользу: этот щелчок по носу может спровоцировать перемены.


— Это не щелчок. Это хорошая пощечина. И очень кстати. За последние лет 15 в нашем теннисе сложилась ситуация, когда некоторые яркие результаты, которые в каком–то смысле рождались не здесь, помогали скрывать многочисленные ошибки и системные недочеты. А правда такова, что при относительно неплохом юниорском теннисе в Беларуси не появилось ни одного профессионала. Всем приходилось уезжать за границу и уже там доводить мастерство и подниматься на какой–то уровень. У нас нет системы подготовки теннисистов-профессионалов.


— Одно время поднимался разговор о возможности создания в Беларуси теннисной академии. Судя по всему, эта идея так и не нашла воплощения?


— Если честно, такие разговоры прошли мимо меня. Но момент сейчас подходящий. Учитывая, что ни в России, ни в Украине практически нет господдержки тенниса, подобная академия для тамошних спортсменов была бы настоящей находкой. О наших я и вовсе не говорю. Но проблема в том, кто их будет готовить? Ведь для того чтобы подготовить профи, с ним надо жить рядом едва ли не 24 часа в сутки, знать все особенности его тренировки, питания и самочувствия...


— Ситуация патовая?


— Есть инициативная группа тренеров. Я, Владимир Перко, Алексей Петренко... Есть поддержка Министерства спорта, ассоциации тенниса, РЦОПа и лично Сергея Тетерина. В ближайшее время будет создана экспертная группа, которая определит, куда поплывет корабль под названием «Белорусский теннис». Это уже немало. 15 лет у нас работали полуобразованные тренеры, которые не сделали ровным счетом ничего. Несколько талантливых специалистов не имели права голоса, и их удачно задвигали на второй план. Сегодня наконец–то начали к ним прислушиваться.


— Сейчас модно приглашать тренеров из–за границы. Для тенниса это может стать выходом?


— Было бы неплохо заполучить сильного специалиста, но проблема в том, что такой тренер стоит больших денег. И в этом смысле, возможно, более дешевый и полезный вариант — отправлять тренеров вместе со спортсменами на стажировку в теннисные академии. В любом случае я считаю, что времена разрозненности, трений и болтовни прошли. Настало время действий.

 

Фото Екатерины Полещук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter