В Тубышки к нему приезжали Петр Столыпин, Илья Репин...

НА ОСЫПАЮЩИЙСЯ кирпич бывшей каплицы присела стайка воробьев, враз нарушив гулкую тишину старого здания. Столетние липы только возмущенно качнули ветками. Хотя от бывшей усадьбы Черняевых сегодня остались лишь полуразрушенная часть церкви да могила последнего помещика, они по-прежнему хранят ему верность и свято берегут покой. — Но мы можем все так же прогуляться по аллее, где когда-то ходил к заутрене Михаил Григорьевич, — говорит сотрудник Круглянского районного историко-краеведческого музея Дмитрий ШЕЛКОВСКИЙ.

Эта деревня на Круглянщине стала жизненным причалом для легендарного генерала Михаила Черняева.

НА ОСЫПАЮЩИЙСЯ кирпич бывшей каплицы присела стайка воробьев, враз нарушив гулкую тишину старого здания. Столетние липы только возмущенно качнули ветками. Хотя от бывшей усадьбы Черняевых сегодня остались лишь полуразрушенная часть церкви да могила последнего помещика, они по-прежнему хранят ему верность и свято берегут покой. — Но мы можем все так же прогуляться по аллее, где когда-то ходил к заутрене Михаил Григорьевич, — говорит сотрудник Круглянского районного историко-краеведческого музея Дмитрий ШЕЛКОВСКИЙ.

Родовое поместье

В XVIII веке эти земли, доставшиеся России после первого раздела Речи Посполитой, Екатерина II пожаловала своему подданному, уроженцу Новгорода Никите Черняеву. Его сын Григорий, герой первой Отечественной войны, заложил здесь храм Святого Николая. А один из его восемнадцати детей — Михаил — построил колокольню в два этажа. Говорят, что для нее его друг Савва Морозов из самой Москвы привез шесть колоколов, и их звон был слышен за десятки километров

Генерал, ставший, как потом оказалось, последним хозяином поместья, также открыл в Тубышках церковно-приходскую школу, где местная ребятня училась грамоте. К слову, Черняева здешний люд считал рачительным хозяином и добрым человеком. Крестьяне приходили к нему за советом и помощью, а он никому не отказывал.

Старики рассказывают, что церковь разграбили еще в тревожном 1917-м. А утварь, между прочим, была там недешевая: Михаил Черняев выписал для храма иконостас из сербского монастыря. Оттуда же доставили и иконы балканских мастеров. Недолго, увы, продержались и сами культовые здания. Обветшавший храм, «перекроенный» под клуб, на кирпичи разбирали фашисты для строительства укреплений. Некоторые сельчане тоже успели втихую прихватить десяток-другой добротного материала. Остальную «работу» завершило время.

Первый губернатор Туркестана и национальный герой Сербии провел здесь детство и встретил старость. Он всегда говорил, что в Тубышках дышится по-особенному, «даже соловьи поют так, как нигде больше».

От Крыма до Сербии

Но возвращение на малую родину оказалось для Черняева очень долгим. После Могилевской и Киевской гимназий он поступил в Дворянский полк в Петербурге, затем закончил курс Академии Генерального штаба.

— И уже в двадцать пять лет получил боевую закалку в Крымской войне середины XIX века, воевал с турками на Дунае, участвовал в Инкерманской операции, защищал легендарный Малахов курган в Севастополе. Позже — боевые операции в Оренбургской степи и на Кавказе, — говорит Дмитрий Шелковский.

Михаил Черняев постоянно рвался в те края, где гремели выстрелы. О каждом его сражении можно рассказывать отдельно. Скажем, в 1864 году войска под руководством генерала проникли в Чимкент по водопроводу. Гарнизон был так поражен появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого сопротивления. А через год штурмом взят Ташкент, который защищали 30 тысяч воинов. У Черняева при этом в подчинении было всего две тысячи солдат! Самое интересное: русский офицер сумел при этом завоевать симпатию местного населения. В Средней Азии его уважительно называли «ташкентским львом»!

Отдельная страница биографии потомственного военного — борьба за освобождение сербского народа. Когда Сербия, Черногория и Болгария поднялись против турок, генерал Черняев не долго думая поехал освобождать братьев-славян. Причем вопреки воле императора Александра IIІ на Балканах его сразу же объявили главнокомандующим сербскими армиями. Позже в эту войну вступила и Россия.

…А самого Черняева вскоре обвинили в поражении, припомнили неподчинение приказам. На долгое время он был всеми забыт. Тем не менее император Александр III за былые заслуги в 1882 году назначил его Туркестанским генерал-губернатором...

Любовь — по фотографии

История его знакомства с женой Антониной необычна. По одной версии, сначала он увидел сестру своего лучшего друга Густава на фотографии — и тут же влюбился в юную красавицу. А по другой, в только что завоеванном Ташкенте Михаил Черняев зашел навестить ранен- ного во время штурма ротмистра Вульферта. И увидел у изголовья его постели милую девушку в косынке сестры милосердия. В ответ на вопрос: «Кто вы, мадемуазель?» девушка только улыбнулась. И сказала, что она — сестра этого «неосторожного человека».

А через день генерал пришел сюда с охапкой алых роз. И с ходу предложил девушке выйти за него замуж.

— Теперь я знаю, как вы берете крепости! — рассмеялась Антонина.

Сохранились свидетельства, рассказывающие, что в салонах петербургского света бракосочетание дочери генерала Вульферта с героем Туркестана Черняевым вызвало большой резонанс. Дамы сплетничали, будто Антонина специально поехала в Среднюю Азию, чтобы «сделаться генеральшей».

Но злые языки не помешали им прожить счастливую жизнь и вырастить пятерых детей.

Приедут ли сербы в Тубышки?

Более ста лет назад в этих необычайно живописных местах бывали многие известные люди царской России. Сюда приезжали реформатор Петр Столыпин, художник Илья Репин.

— Черняев также был лично знаком с Федором Достоевским, Львом Толстым и другими представителями интеллигенции той эпохи, — рассказал Дмитрий Шелковский.

…Генерала не стало за два года до начала нового, ХХ, века. Проводить в последний путь бесстрашного военного, бывшего издателя журнала «Русский мир» и просто искреннего и открытого человека пришло много людей. А об одном госте на Круглянщине помнят по сей день.

Узнав печальную новость, в Тубышки из Петербурга поспешил посол Сербии в России Савва Груич. Он возложил на могилу серебряный венок и заверил, что «славянские народы никогда не забудут своего освободителя».

В двадцатых годах прошлого века могила генерала была вынесена за пределы храма. Не так давно на месте захоронения появилась новая плита, а там, где раньше стоял дом Черняевых, — камень с памятной надписью.

— Мы благоустраиваем эту территорию. Тубышки также включены в экскурсионные маршруты района, — поделился с «БН» председатель Круглянского райисполкома Анатолий Дутько. — И очень рады, что у наших школьников есть возможность больше узнать о своем знаменитом земляке.

Жители Круглянщины не исключают, что когда-нибудь сюда приедут и представители Сербии. Ведь отношения между нашими странами, огромную лепту в которые внес генерал, по-прежнему остаются братскими.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter