В центрах притяжения

Качество жизни людей стало критерием оценки работы местных властей на Брестчине

Качество жизни людей стало критерием оценки работы местных властей на Брестчине

Руководство Брестской области провело недавно одно за другим два мероприятия, совершенно разные по организационному формату, но одинаковые по внутреннему содержанию и преследующие одну и ту же цель. Сначала управленцы облисполкома, городского и районного исполкомов, депутаты областного Совета, председатели сельских Советов, старосты деревень, разделившись на несколько групп, посетили ряд сел Дрогичинского, Ивановского и Брестского районов. Гости интересовались, что же делается здесь местной властью для улучшения качества жизни сельчан. Увиденное обсудили, собравшись на пленарном заседании в Дрогичине. А на другой день состоялась телефонная «прямая линия» председателя облисполкома Константина Сумара с жителями Брестчины.

На звонки в студии прямого эфира он отвечал вместе с руководителями управлений и отделов облисполкома. В результате сформировался взгляд на текущую жизнь людей как бы изнутри. Качество этой жизни стало главным критерием оценки работы власти на местах.

Тема областного семинара, проведенного в Дрогичине, говорила сама за себя: «О мерах по дальнейшему повышению качества жизни населения, принимаемых органами управления и самоуправления в 2010 году, объявленном Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Годом качества». Открывая его, Константин Сумар обратил внимание собравшихся на такое понятие, как «настроение людей», подчеркнув, что оно «очень дорого стоит». Понятно, что создается это настроение за счет целого комплекса внешних факторов, формировать и совершенствовать которые должна власть всех уровней. Участники выездного заседания посетили те сельсоветы, где делается это так, что увиденное можно ставить в пример другим в качестве образцового примера низовой социально-экономической модели. На таких прочных «кирпичиках», какими увиделись Закозельский, Хомский и Попинский сельсоветы в Дрогичинском районе, и стоит крепко все наше государство.

Здесь и сельхозпроизводство на высоком уровне, и социальная сфера развивается с учетом запросов людей. Участники семинара побывали не только на фермах здешних хозяйств, но и на объектах по медицинскому обслуживанию, в магазинах, Домах культуры, библиотеках, на пастбищах, предоставляемых для выпаса личного скота. В деревне Попина те из гостей, кто не равнодушен к березовому венику, заглянули даже в парную здешней бани и по-доброму позавидовали здешним сельским парильщикам. В сельмагах участники семинара поинтересовались системой кредитования, организованной потребкооперацией, и были удивлены, что ее популярность в деревне падает. На 100 тысяч рублей здесь может взять в кредит продуктов питания любой взрослый сельчанин с обязательством рассчитаться через месяц, причем без процентов. Но сегодня даже такой выгодный долг на селе не в моде. Люди предпочитают жить за свои деньги, значит, они у них есть, а это один из главных поводов для хорошего настроения.

Конечно, участников семинара возили туда, где есть чему поучиться, а вот на самом итоговом заседании речь больше шла о тех сельсоветах, куда гостей местной власти приглашать было бы стыдно. После выступления старосты деревни Потаповичи Бродницкого сельсовета Ивановского района Ольги Войтович тут же вспомнилась прекрасная баня в Попине. Увы, такой же социальный объект в маленькой деревушке уже давно закрыт. Бывшая колхозная баня пришла в такое запущенное состояние, что, приняв ее на свой баланс, Ивановское ЖКХ до сих пор открыть не может. Там, где руководитель местного хозяйства думает только о цифрах статотчетности, которые, как правило, далеко не блещут, а сельсовет идет у него на поводу, трудно содержать личный скот и кормиться с земли людям. Сегодня некоторые руководители, ссылаясь на тенденцию старения сельского населения, совершенно самоустранились от выполнения планов по закупу молока у населения. Мол, тяжело престарелым людям держать сегодня буренку, а молодежь этим заниматься не желает, поэтому план, скорректированный по результатам прошлых лет, выполнить невозможно. Но Константин Сумар на дрогичинском семинаре еще раз доказал, что причина совершенно в ином. Там, где помощью сельским подворьям серьезно озабочены вместе руководители хозяйств, председатели сельсоветов и райисполкома, как, например, в Пружанском районе, и молодые семьи держат коров, сдают молоко и неплохо на этом зарабатывают. К сожалению, в большинстве районов области ситуация совершенно обратная. Чтобы придать ускорение маховику развития личных подсобных хозяйств, запущенному еще в советское время, местным властям придется изрядно потрудиться. Нужно сделать так, чтобы личные «сотки» сельчан были включены в севооборот хозяйств, необходимо по возможности в каждой центральной усадьбе иметь пункт по приему молока от населения с современным холодильным оборудованием. Обязательно придется не на словах, а на деле предоставить людям качественные пастбища, выстроить взаимовыгодную для агрокомплекса и человека систему обеспечения личного скота кормами. Не лишним будет вспомнить и те меры материального и морального поощрения лучших молокосдатчиков, которые были популярны в прежние времена.

Наши сельчане во многом проигрывают горожанам в плане информационного обеспечения, использования преимуществ «одного окна». Увы, сельсовет пока не в состоянии на месте удовлетворить в этом отношении любого жителя деревни, а ехать в город ему не всегда сподручно. Поэтому «одним окном» в ряде случаев ему может послужить монитор компьютера, имеющийся сегодня почти в каждой нормальной сельской семье, где подрастают дети и внуки. Но что узнает и увидит крестьянин, заглянув через Интернет на сайт родного райисполкома? Информацию, которая введена туда еще несколько лет тому назад. В некоторых райисполкомах считают дело обновления данных на созданном во Всемирной паутине собственном сайте второстепенной общественной нагрузкой и относятся к нему спустя рукава. А ведь это эффективный и удобный метод обратной связи с жителями, прежде всего своего района. К сожалению, пренебрежение им в отдельных районах отражает и соответствующее отношение власти к людям.

Нежелание ответственных чиновников госаппарата вникнуть в их проблемы и оказать помощь продемонстрировало и прямое общение председателя облисполкома по телефону с жителями района. Константин Сумар ответил за два с небольшим часа в прямом эфире на пятьдесят телефонных звонков. Как сказал он после этого, общаясь с журналистами, примерно 80 % поставленных вопросов и проблем могли бы быть решены на местах и не требовали обращения за помощью в вышестоящие инстанции. Состоявшийся разговор с жителями Брестчины высветил и еще одну проблему. Кое-где помочь обратившемуся за помощью человеку и хотели бы, да не смогли это сделать по причине некомпетентности и безграмотности. О проблеме своей семьи, в которой растет пятеро детей, рассказала жительница Ивацевичского района. Несколько лет назад они с мужем построили на свои средства двухэтажный дом в деревне, но живут только на первом этаже. Для обустройства второго этажа денег не хватило, а льготного кредита ей не дают по той причине, что в соответствующих органах уже зафиксирован акт ввода жилья. Выход из ситуации подсказал присутствующий при разговоре председатель Брестского горисполкома Александр Палышенков. Чтобы на законных основаниях предоставить многодетной семье льготный кредит, необходимо оформить документы на поэтапное строительство дома, что по силам соответствующим местным органам. Мало того, в таком случае семье, как многодетной, положены определенные финансовые льготы на каждого ребенка. Вот так «туга» большой семьи, которой она была озабочена несколько лет, разрешилась в считаные минуты. Вывод из этого прост – власть должна быть не только доброжелательной и усердной, но и грамотной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter