В тридцатку лучших

«Казахстан-2050» — амбиции на основе реальных возможностей

Стратегия «Казахстан-2050» — амбиции на основе реальных возможностей

Послание президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, с которым он выступил накануне нового года, стало документом для тщательной проработки внутри страны и пристального изучения далеко за ее пределами. И на то имеются веские основания.

Традиционно такое выступление главы государства — это всеобъемлющий взгляд на происходящее, а также план действий страны на обозримую перспективу. И это всегда вызывает интерес.

Но что заставило аналитиков разных стран отложить насущные дела и заняться исследованием сказанного казахстанским лидером на этот раз?

Сенсационной и неожиданной для многих стала озвученная им Стратегия «Казахстан-2050».

Действительно, зачем напрягать себя новыми сложными задачами, если можно почивать на лаврах успешно реализуемой Стратегии «Казахстан-2030»? Ведь до «финишной прямой» еще целых семнадцать лет…

Или казахстанцы обладают особым know-how, которое позволяет им досрочно воплощать в жизнь задуманное? Оказывается, так и есть.

Все помнят, насколько смело (и даже нереально) в 1997 году выглядело перспективное планирование этого государства на ближайшие 30 лет.

На фоне полуразрухи, наблюдаемой в те годы в ряде постсоветских стран, казахстанский проект выглядел как вызов, и мало кто верил, что задуманное удастся воплотить в жизнь.

Однако спустя всего 15 лет Нурсултан Назарбаев заявил по этому поводу: «В Стратегии «Казахстан-2030» мы запланировали успех нашей страны. Мы последовательно и упорно двигались к поставленным целям».

Он, в частности, отметил, что впервые в истории государство обрело четкие, международно признанные границы. Казахстану удалось создать сильную, современную армию. Страна, где проживают представители 140 этносов и 17 конфессий, развивается в атмосфере внутриполитической стабильности и национального единства.

За прошедшие годы объем национальной экономики вырос с 1,7 триллиона тенге до 28 триллионов, ВВП страны увеличился более чем в 16 раз! Объемы производства промышленной продукции возросли в 20 раз, добыча нефти — в три раза, природного газа — в пять раз.

При этом доходы от сырьевых ресурсов поступают в Национальный фонд. Жители страны называют его надежным щитом и гарантией безопасности для нынешних и последующих поколений.

Еще один важный показатель: за полтора десятка лет численность казахстанцев, уверенных в своем будущем, увеличилась с 14 до 17 миллионов человек.

Масштабы прогресса казахстанского общества за прошедшие 15 лет действительно впечатляют. Но жизнь идет вперед стремительно. А в современном мире побеждает тот, кто способен действовать на опережение. В связи с этим рамки Стратегии «Казахстан-2030» стали малы. Возникла объективная необходимость в новом политическом курсе для уже состоявшегося государства. Старт Стратегии «Казахстан-2050» запланирован уже в этом году.

Если говорить базисно, суть экономической политики нового курса — это всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, отдачи от инвестиций и конкурентоспособности.

Главная цель стратегии — это вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых государств мира уже к 2050 году. А для этого должна быть модернизирована макроэкономическая политика государства на основе управленческих, кадровых, инвестиционных и других решений.

Все поручения по реализации поставленных президентом задач предусматривают персональную ответственность руководителей исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Очевидно, новая стратегия — это еще и мощный инструмент по сплочению нации, перед которой поставлена ответственная задача.

Беларусь не могут не радовать большие планы и успехи Казахстана, ведь мы — ближайшие союзники и стратегические партнеры. А потому «Р» решила узнать мнение авторитетных экспертов, насколько реалистичной выглядит новая казахстанская стратегия.

Юрий ШЕВЦОВ, политолог:

— У Казахстана хорошие перспективы. В настоящее время совокупная экономическая мощь стран этого региона оставила позади США и ЕС. Это не означает, что признанные лидеры уходят на задворки, но это означает конец их доминирования. Экономика Казахстана сегодня на подъеме, его товары востребованы в мире. Более того, это государство занимает лидирующие позиции в мире по добыче углеводородов и урана, что дает ему большие преимущества. Я думаю, планы казахстанского лидера войти в тридцатку лучших уже к 2050 году имеют право на жизнь. Главное, чтобы реализации намеченного не помешали внешние деструктивные факторы. Что я имею в виду? В частности, довольно напряженную обстановку в Центральной Азии, наличие разветвленной террористической сети вблизи границ Казахстана… Не ясно также, как будет складываться ситуация в Афганистане после вывода оттуда американских войск… Вопросы есть. Но будем надеяться, что внешняя ситуация не сможет помешать достойным планам Казахстана.

Николай САМОСЕЙКО, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

— Президент Казахстана правильно отметил, что центр глобальной экономики смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. И в этом смысле показателен пример Китая, к которому еще 10 лет назад было не самое серьезное отношение. Если говорить о Казахстане, то за 21 год своей независимости это государство сделало колоссальный рывок вперед. И во многом благодаря политической дальновидности Нурсултана Назарбаева. Он смотрит даже не на шаг, а на десять шагов вперед. Возможно, кто-то не помнит, но идея создания ЕврАзЭС была высказана им еще в 1994 году. Кстати, когда в 1997 году разрабатывалась Стратегия «Казахстан-2030», казалось, реализовать ее невозможно. Но она выполнена, причем досрочно. Жизнь показала, что казахстанцы умеют решать поставленные задачи. Поэтому Стратегия «Казахстан-2050» не кажется мне невыполнимой. Известная поговорка гласит: «Требуй невозможного — получишь результат». Дай Бог, чтоб нашим казахстанским друзьям удалось реализовать свои замыслы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter