В тридцать рук работа спорится

Семья Шпак из Браславского района воспитывает 13 детей! Если на завтрак в семье Шпак блины, значит, нужно два пакета муки и банка варенья. В обед — ведро картошки, кастрюля котлет и две буханки хлеба. Стоит им выбраться в лес за ягодами — не меньше чем 50 литров черники домой принесут, а двух походов за грибами достаточно, чтобы запастись дарами леса на всю зиму. Лишь изредка в этой семье бывает чего-то чересчур много. Еще бы: у Татьяны Зыгмунтовны и Франца Антоновича из поселка Ахремовцы Браславского района 13 детей. Это одна из самых больших семей не только в Витебской области, но и в стране. …В прихожей столько обуви, будто дом полон гостей. Но все аккуратно, ничего не разбросано. Наверное, думаю, приготовились хозяева к приезду журналиста. — Не удивляйтесь, у Шпаков всегда в доме порядок, — поясняет мне Светлана Богородь, председатель Ахремовецкого сельского Совета. — Хозяйская рука видна и во дворе, и на огороде. А еще у них четыре коровы, три свиньи, лошадь и куры. Раньше были и пчелы...

13 детей воспитывает семья Шпак из Браславского района. В таких людях — сила белорусской деревни

Если на завтрак в семье Шпак блины, значит, нужно два пакета муки и банка варенья. В обед — ведро картошки, кастрюля котлет и две буханки хлеба. Стоит им выбраться в лес за ягодами — не меньше чем 50 литров черники домой принесут, а двух походов за грибами достаточно, чтобы запастись дарами леса на всю зиму.

Лишь изредка в этой семье бывает чего-то чересчур много. Еще бы: у Татьяны Зыгмунтовны и Франца Антоновича из поселка Ахремовцы Браславского района 13 детей. Это одна из самых больших семей не только в Витебской области, но и в стране.

…В прихожей столько обуви, будто дом полон гостей. Но все аккуратно, ничего не разбросано. Наверное, думаю, приготовились хозяева к приезду журналиста.

— Не удивляйтесь, у Шпаков всегда в доме порядок, — поясняет мне Светлана Богородь, председатель Ахремовецкого сельского Совета. — Хозяйская рука видна и во дворе, и на огороде. А еще у них четыре коровы, три свиньи, лошадь и куры. Раньше были и пчелы.

— Так ведь много нас, — улыбается хозяин Франц Антонович. — В тридцать рук любая работа спорится.

Первенец Константин появился у Татьяны Зыгмунтовны в 23 года – в день ее рождения. Спустя два года родился Антон, а затем дети появлялись на свет практически каждый год. Третьим ребенком стала Мария, четвертым – Тереза, потом были Анна, Роман, Иосиф, Ирина, Петр, Франц, Татьяна, Викентий. В 2003 году родилась самая младшая дочурка – Валентина. Через пару дней она пойдет в первый класс. Получается, «в положении» мать-героиня провела 117 месяцев. Это почти 10 лет, или едва ли не четвертая часть ее жизни. Сейчас же многодетной матери всего 43 года.

Выносить столько детей – уже подвиг (недаром в 2006 году Татьяна Шпак получила орден Матери из рук Президента Беларуси). Но куда важнее задача – поставить их на ноги, воспитать порядочными и хорошими людьми. Удалось ли это?

Франц Антонович с детства любит технику, машины. Сейчас тоже за рулем — собирает молоко у сельчан. Дети пошли в отца. Константин – тракторист в Национальном парке «Браславские озера», уже несколько лет живет отдельно с женой и сыном. Антон — тоже водитель и тоже женат. 17-летний Иосиф – шофер в лицее в поселке Видзы. Да и Шпаки-школьники уже кумекают в моторах. Мария закончила Витебский технологический университет и устроилась бухгалтером в местном агросервисе. 18-летний Роман – тоже гордость семьи – в июле пошел служить в армию.

— Большой семьей жить проще – на любую проблему можно наброситься всем вместе и быстро ее решить, — говорит Мария. – Однажды, например, Петька горевал, что ему в школе задали писать сочинение. Мы все сели за стол, каждый подсказывал по предложению – получилось здорово.

— А еще хорошо, что вместе мы – сила. Ведь с нами никто ни в школе, ни на улице не задирается, — рассказывает Иосиф. — Драчуны побаиваются. Знают: если кого-то из Шпаков обидеть – братья горой станут, заклюют.

Бережно относятся Шпаки к одежде. Ирина в этом году ходила на школьную линейку в белом костюме. Раньше по торжественным поводам его надевали Анна и Тереза, а костюм почти как новый.

— Живем мы небогато, — признается Татьяна Шпак. — Летом продукты в магазине покупаем нечасто: все дает личное хозяйство, а за обновками едем на распродажи – там все дешевле. Дети все понимают – без капризов донашивают одежду друг за другом. Когда вслед за старшими остальные пойдут работать, станет легче.

Хозяева поделились со мной радостной новостью: государство выделило им участок под строительство нового дома. Хату, где сейчас живут Шпаки, Франц Антонович строил еще до свадьбы с расчетом на большую семью. Но и на 110 квадратных метрах им давно тесно, даже несмотря на то, что старшие Константин, Антон и Тереза живут отдельно со своими семьями. Новый дом, который построят за счет бюджета, будет в два раза больше. Одним из первых в поселке он будет газифицирован. Шпаки сами выбрали подходящий участок на краю улицы – чтобы было больше простора – и уже через год справят новоселье.

– Семья Шпак – образцовая для деревни. Дело тут не в количестве детей, а в отношении к жизни, труду, окружающим людям, – говорит Светлана Богородь. – Десять раз за день встретишь на улице кого-нибудь из Шпаков – десять раз он с тобой поздоровается. Чего греха таить, есть такие матери, которые приходят в сельсовет и говорят: «Я родила, государство мне обязано». Помогаем мы, конечно, всем, но гораздо легче решать житейские проблемы, когда за помощью к местной власти идут добросовестные, трудолюбивые, культурные люди. Шпаки именно такие. Конечно, заслуга в этом матери-героини. Но и муж-работяга ей под стать: на своих плечах семью поднял. В таких людях – сила белорусской деревни.

На снимке: счастливая семья ШПАК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter