О чем писали «Известия», «Правда», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Смена», «Учительская газета» в сентябре 1939 года

В том ­­судьбоносном ­­сентябре

(Продолжение, начало в № 176)

Освободительный поход

17 сентября 1939 года части Красной армии и оперативные группы ­­НКВД перешли государственную границу, вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. На тот момент Польша, захватившая эти земли в 1920-м, фактически перестала существовать как государство, а ее высшее политическое и военное руководство вечером 17 сентября и в ночь на 18-е перешло границу с Румынией, где и было интернировано.

Жители освобожденных городов выходили на массовые митинги в знак поддержки объединительной миссии РККА.

Диспозиция перед походом

В ­­СССР военная операция ­­РККА называлась «Освободительный поход», официально он завершился 30 сентября, но фактически уже 28 сентября почти все поставленные цели были достигнуты.

Советские войска были сведены в два фронта: Украинский (под командованием будущего наркома обороны Семена Тимошенко) и Белорусский (сформирован секретным приказом от 11 сентября 1939 года), во главе с командармом 2-го ранга Михаилом Ковалевым. В составе Белорусского фронта действовали 3-я, 4-я, 10-я и 11-я армии, а также 23-й стрелковый корпус, Дзержинская конно-механизированная группа и Днепровская военная флотилия, насчитывавшие 200 802 бойца и командира.

Молодечно. Пожилая женщина приветствует солдат Красной армии.

В Западной Белоруссии на середину сентября 1939 года находилось 45 тысяч польских солдат и офицеров, из которых примерно половина не была вооружена и сведена в конкретные армейские части.

Верховный главнокомандующий Войска Польского маршал Эдвард Рыдз-Смиглы, понимая невозможность войны на два фронта, вечером 18 сентября отдал приказ войскам не оказывать сопротивления Красной армии, а интернироваться в Румынию. Во многом благодаря этому приказу значительных военных действий между польскими и советскими войсками не было.

Части Красной армии преодолевали 50—70 км в день, не встречая какого-либо серьезного сопротивления: к вечеру 17 сентября они заняли города Вильно, Ровно, Тарнополь, Пинск, Барановичи. Местное население встречало красноармейцев цветами, угощало молоком и яблоками.

В результате военной операции армии Белорусского фронта к концу сентября освободили территорию Западной Белоруссии и подошли к согласованной с германским руководством демаркационной линии.

Потери войск Белорусского фронта составили 996 человек убитыми и 2002 ранеными. В период с 17 по 30 сентября армии фронта интернировали и разоружили 60 202 польских военнослужащих, среди которых было 2066 офицеров.


Шли победным маршем

На страницах газет ежедневно появляется оперативная сводка Генштаба ­­РККА, выражения поддержки советского народа решению советского правительства, очерки о трудной жизни беженцев из Польши и о «приветственном ликовании», проявленном братскими народами при встрече с советскими солдатами.

Первая оперсводка увидела свет в номере от 18 сентября: «С утра 17 сентября войска Рабоче-крестьянской Красной армии перешли границу по всей западной линии от реки Западная Двина (наша граница с Латвией) до реки Днестр (наша граница с Румынией). Отбрасывая слабые передовые части и резервы польской армии, наши войска к вечеру 17 сентября достигли: на севере — в Западной Белоруссии — м. Глубокое, ст. Парафианово, овладели железнодорожным узлом Молодечно и м. Воложин. Наша авиация сбила: 7 польских истребителей и вынудила к посадке 3 тяжелых бомбардировщика, экипажи которых задержаны. Население встречает повсеместно части Красной армии с ликованием».


О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах

В газете «Красная Звезда» — центральном печатном органе народного комиссариата обороны ­­СССР — регулярно публиковали материалы с польско-советского фронта, рассказывали о боевых эпизодах. Не отставали и другие издания. 

В Западной Белоруссии зафиксировано около 30 случаев сопротивления пограничных патрулей, а также боестолкновения под Кобрином, Гродно, Вильно и Белостоком.

Наиболее упорные бои развернулись 20—21 сентября в Гродно, где 15-й советский танковый корпус потерял 12 танков, 47 человек убитыми и 156 ранеными.


Вот что писал о боях в Гродно журнал «Смена»: 

«Наиболее серьезным был бой на улицах Гродно. Советские бойцы показали чудеса храбрости и героизма. На чердаках засело офицерье. Они беспрерывно строчили из пулеметов, обливали наши танки бензином. Танк Корнейчука вспыхнул. Но водитель направил танк по аллее тополей и ветвями деревьев сбил пламя, охватившее машину.

Взяв Гродно, батальон пошел дальше, в августовские леса... Вскоре танкисты заняли город Августов. Героические дни марша закончились. К вечеру десятого дня похода лейтенант Мирский записал в свой журнал: «В батальоне проводились нормальные занятия согласно тематике, указанной командованием».

Воссоединение

Газеты каждый день информировали читателей об успешном продвижении Красной армии на запад, о радостной встрече солдат ­­РККА местным населением. Публиковались карты, фотографии из Западной Украины и Западной Белоруссии.

Белорусы встречали Красную армию как освободительницу хлебом и солью. В больших городах и маленьких местечках проходили многолюдные митинги, повсюду строились триумфальные арки, вывешивались советские флаги. Это был искренний порыв людей, которые верили в свое освобождение и лучшую жизнь.

Белосток. Прибыли московские газеты.

Одновременно они стремились выместить на поляках злобу, копившуюся годами. Белорусские женщины приветствовали красноармейцев цветами, а на пленных польских офицеров выплескивали грязную воду, кричали: «Вот и настал конец вашему польскому господству!», «Панов на вилы!»

Показательно, что поляки в сентябре 1939 года предпочитали сдаваться Красной армии, боясь попасть в руки украинских и белорусских крестьян.

«Трудно описать подъем, с которым народ в Западной Белоруссии встретил приход Красной армии. Население деревень, сел и городов поголовно выходит на улицы. Польские правительственные флаги сорваны. Вместо них вывешиваются советские флаги», — констатировала «Красная звезда» в номере за 18 сентября (заметка «Население Западной Белоруссии с ликованием встречает части Красной армии»).

Восстановление народной справедливости

Ответом на социальные барьеры и дискриминацию, которые много лет существовали в Западной Белоруссии, стали стихийные народные выступления против панов и осадников. Сигналом к началу расправ над панами послужила новость о переходе Красной армии восточной границы польского государства. 

В ряде мест народ взялся за оружие. 20 сентября моторизованная группа 16-го стрелкового корпуса под командованием комбрига Розанова у Скиделя столкнулась с польским отрядом (около 200 человек), подавлявшего антипольское выступление местного населения. В этом карательном рейде было убито 17 местных жителей, из них два подростка 13 и 16 лет.

Документы исторического значения, принятые Белорусским народным собранием в Белостоке.

Творцами народной справедливости были в первую очередь «революционные комитеты», создаваемые местными просоветскими активистами, в основном из числа бывших участников Коммунистической партии Западной Белоруссии (­­КПЗБ). Они выступали под лозунгом: «Зямлю — сялянам, палацы — рабочым!»

О том, какие сложные задачи решали эти народные структуры в переходный период, можно узнать из публикаций того времени. 19 сентября 1939 года газета «Красная Звезда» сообщала:

«Нет предела радости, с которой народ Западной Белоруссии встречал передовые части Красной армии. В одном селе крестьянин спросил командира Красной армии:

— А как быть с помещичьей землей?

— Берите ее в народное пользование, — ответил командир.

— А на лугах тоже можно пасти скот?

Получив утвердительный ответ, крестьянин громко закричал:

— Эй, Федор, гони скорее скотину на господский луг!

Народ восхищен мощью Красной армии, культурностью ее бойцов и командиров. В Красной армии он увидел доподлинную защитницу своих интересов».

По советской статистике, на территории Западной Белоруссии крестьяне провели стихийную экспроприацию 3170 из 4695 находившихся здесь поместий и усадеб осадников. В результате проведенной в дальнейшем земельной реформы крестьянам было роздано 431 тысяча га земли, 14 тысяч лошадей, 33,4 тысячи коров и другого живого инвентаря.

Сбылась мечта многих белорусов. Так, работник с Ошмянщины заявлял: «Нелегкой была жизнь батрака в панской Польше. Я мечтал только о своем клочке земли, о своем хозяйстве, но заработать деньги, чтобы купить хотя бы гектар земли, не было возможности... Советская власть дала мне два гектара земли, отобрав ее от помещика, у которого я был батраком, а также плуг и другой инвентарь... Я почувствовал себя не только хозяином в своем доме, но и хозяином в своем государстве».

«Комсомольская правда» 21 сентября в заметке «Самый счастливый день» писала: «От Колосово до Гродно ликуют сейчас трудящиеся Западной Белоруссии. <...> Молодость здесь никогда не расцветала. Рождался и умирал человек, не видя в жизни светлого дня. В селе Песочном Новогрудского воеводства до 100 юношей и девушек. Никто из этой сотни молодых белорусов за 20 лет ни разу не смотрел кинокартину, не читал газету, не носил новых сапог».

Но ситуация быстро менялась к лучшему. 

«Учительская газета» 17 октября в заметке «Семьи рабочих переселяются в хорошие квартиры» сообщила: «Новогрудок (Западная Белоруссия). При власти панов многие семьи рабочих вынуждены были жить в темных подвалах, куда не проникали солнечные лучи. Из-за скверных жилищных условий дети и взрослые часто заболевали. Временное управление начало переселять семьи рабочих в хорошие квартиры. Благоустроенные, светлые помещения предоставлены наборщику типографии Люкчанскому, сапожнику Стескевичу и другим».

Новые власти помогали преодолевать трудности, которые переживали западные белорусы: «В городах Молодечно, Волковыск, Гродно, Белосток, в селах и деревнях население ощущает острую нужду в товарах первой необходимости — соли, керосине, махорке, спичках и др. Польские власти на протяжении нескольких месяцев не снабжали районы Западной Белоруссии этими необходимыми товарами. Первая просьба населения Западной Белоруссии была об организации снабжения их этими товарами.

В города и села Западной Белоруссии отправлено большое количество соли, керосина, спичек и махорки. Для лучшей организации торговли в городах Западной Белоруссии организуются оптовые базы для распределения выделенных товаров по всем населенным пунктам исходя из количества населения. Торговля будет происходить через существующие частные магазины под контролем временных управлений. Везде устанавливаются единые розничные цены».

В единстве — сила

В конце 1939 — начале 1940 года советские газеты будут уделять освободительной тематике все меньше внимания — на авансцену выходят новые вопросы. Очередной всплеск публикаций был связан с вхождением Западной Белоруссии в состав ­­БССР.

Газета «Известия» 22 октября опубликовала заметку «Кандидаты народа»:

«Брест-Литовск. Встреча кандидатов с избирателями повсеместно превращается во всенародное торжество. На собраниях трудящиеся выражают уверенность, что их избранники выполнят волю народа, будут единодушно голосовать за присоединение Западной Белоруссии к Белорусской ССР, за установление советской власти».

28—30 октября 1939 года в Белостоке состоялось Народное собрание Западной Белоруссии. Оно приняло Декларацию об установлении советской власти на всей территории Западной Белоруссии. Единодушно делегаты высказались и за вхождение Западной Белоруссии в состав ­­БССР 2 ноября 1939 года.

Внеочередная сессия Верховного Совета ­­СССР и внеочередная сессия Верховного Совета ­­БССР приняли законы о включении Западной Белоруссии в состав ­­СССР и объединении ее с ­­БССР. Таким образом, на присоединенные территории распространялось действие Конституции ­­СССР 1936 года и Белоруссии 1937 года, а также остальных законов государства и республик.

День 17 сентября по праву можно считать Днем единения белорусского народа.

Михаил ГОВОРЕНЬ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter