В тени деньгам зябко

На днях в Минске предприниматели проводили «круглый стол»...

На днях в Минске предприниматели проводили «круглый стол». На нем заместитель директора Центра защиты прав собственности Республиканской конфедерации предпринимательства Игорь Ледник говорил об амнистии капитала. Сложилось впечатление — как о вопросе практически решенном. Дескать, Нацбанк написал соответствующее письмо Правительству. Из авторских комментариев в статьях можно было сделать вывод, что решение вопроса — дело ближайшей перспективы. Так ли это на самом деле? Журналисты «СБ» изучили тему. Побеседовали с экспертами. Вот что выяснилось.


Факты и аргументы


Нацбанк действительно адресовал в Правительство письмо на тему амнистии капиталов. Но здесь важно правильно расставить акценты. Это не столько прямое предложение, сколько анализ вероятного проекта. Тем более что провести его поручено Президентом. «На совещании по вопросам социально–экономического развития Республики Беларусь 30 августа 2011 г. Главой государства дано поручение вернуться к рассмотрению возможности проведения в стране амнистии капиталов», — говорится в письме о мотиве исследования.


Далее сказано, что «на протяжении последних десяти лет тема экономической амнистии, направленной на сокращение теневого оборота, легализацию доходов и имущества граждан, а также дополнительное привлечение инвестиций в экономику страны, неоднократно инициировалась, в том числе и Национальным банком».


Оказывается, еще в 2010 году Министерство по налогам и сборам подготовило проект нормативного акта под названием «О проведении в Республике Беларусь экономической (налоговой) амнистии». Но в силу разных причин принят он не был. Теперь же Нацбанк констатирует: «В сложившейся в настоящее время напряженной ситуации в финансовой сфере и в экономике в целом требуется принятие дополнительных эффективных мер по стимулированию привлечения в законный экономический оборот финансовых ресурсов, в том числе теневых доходов и капитала. В этой связи реализация комплекса мероприятий по легализации доходов и амнистии капитала, полагаем, весьма актуальна».


Ключевой момент: речь никоим образом не может идти об однозначно преступных барышах. Взятках, украденных деньгах или заработанных, например, на наркотиках, торговле людьми и тому подобных непотребствах. В таких случаях действие Уголовного кодекса никто отменять не призывает. И не будет. Закон есть закон. Но случалось ли вам, скажем, купить товар на рынке без чека? Бывало ведь? Уплаченные деньги не учтены и ушли в тень. Рядовой случай. Но из таких, да еще и на протяжении ряда лет, вырастает целый ком, который называют теневой экономикой. Кто–то темнил умышленно. Кто–то — в силу несовершенства законодательства. А ведь и его развитие идет постоянно. Сейчас, например, готовится четкий и исчерпывающий перечень административных процедур для юридических лиц. По подобию того, что раньше был составлен для граждан. Бизнесу станет проще общаться с госструктурами. На что раньше могло уходить изрядное количество ресурсов. Как моральных, так и материальных. И часть их, будем откровенны, растворялась там же — в тени.


Для государства это невыгодно. Поэтому Нацбанк и «считает целесообразным возобновить работу по принятию нормативного правового акта о проведении экономической амнистии, а также других взаимосвязанных изменений в законодательстве». К обсуждению проблемы призывает «не только государственные органы управления, но и различные общественные объединения предпринимателей, бизнес–союзы, научные круги, международных экспертов». При этом делает такой акцент: «Важным условием проведения экономической амнистии является реализация предварительных значимых мероприятий по улучшению деловой и инвестиционной среды в республике. Прежде всего это касается приведения белорусского законодательства в соответствие передовым мировым аналогам в таких сферах, как обеспечение прав собственности и приватизация, налогообложение, антимонопольное регулирование, ценовая политика, рынок труда и заработной платы, финансовый рынок, в области борьбы с коррупцией, а также в судебной и правоохранительной системах».


Нацбанк обращает внимание на необходимость пересмотра некоторых законодательных актов. И в итоге просит Правительство поручить рассмотреть проблему всем заинтересованным министерствам и ведомствам. А дальше выработать единый подход к ее решению.


Информация к размышлению


Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии 1988 года. Собранные средства составили 2,5 процента ВВП этой страны. Это позволило покрыть бюджетный дефицит того года.


В Италии в 2001 — 2002 годах одновременно проводилась налоговая амнистия и амнистия капиталов. Удалось привлечь в бюджет около 73 млрд. евро.


В Казахстане в 2007 году благодаря амнистии капиталов было легализовано имущества на сумму 5,3 млрд. долларов.


В России налоговая амнистия 2007 года оказалась неудачной. Было легализовано только 28,2 млрд. российских рублей, то есть менее 1 млрд. долларов.


Вместо комментария


Лишних денег не бывает. Что в личном кошельке, что в государственной казне. Но и «грязным» капиталам там не место. Как отделить «черное» от «белого»? Как уравновесить моральные, материальные и правовые бонусы и возможные потери от амнистии капитала? Это тема большой дискуссии. Журналисты «СБ» планируют в ближайшее время провести ее в нашем конференц–зале.


Мнение по поводу


Валерий Фадеев, советник Международной финансовой корпорации, заслуженный юрист Беларуси:


— Разумеется, амнистироваться должен капитал, полученный в результате неуплаты налогов либо каких–то других нарушений в финансово–хозяйственной деятельности. Но амнистия не может распространяться на капиталы, полученные от продажи наркотиков, оружия...


Сам акт об амнистии капитала можно принять достаточно быстро. Это может быть указ Президента, процедурно это проще, чем принять закон. Но важен не только документ, но и общая атмосфера взаимного доверия между государством и бизнесом. Должно быть ясное понимание, что отката назад не будет. И если бизнес добровольно выводит деньги из тени, он впоследствии не будет третироваться за эти суммы правоохранительными и налоговыми органами.


Также, считаю, важно создать простые и прозрачные условия для того, чтобы амнистированный капитал можно было вложить в действующий бизнес либо в создание нового.


Георгий Гриц, эксперт по вопросам экономической безопасности, кандидат экономических наук:


— Как правило, амнистии капиталов проводятся в странах с переходной экономикой, где еще не установился, как в развитых государствах, менталитет «не укради». Объявление амнистии — это в каком–то смысле имиджевые потери для государства. Получается, оно признает, что что–то было не так. Какие–то суммы выводились из легального оборота. Кроме того, тем бизнесменам, которые работали честно, прозрачно, будет неприятно, что государство прощает тех, кто жульничал. Поэтому я не готов утверждать, что для нас целесообразна амнистия капитала. Даже в самом оптимальном случае из теневого оборота будет выведено не более 1 млрд. долларов. Сумма не определяющая для белорусской экономики. Стоит ли она имиджевых потерь?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter