В “тайнике” Припяти. Задержать браконьеров с очевидными уликами не так-то просто, но инспекторы свое дело знают.

Базу Мозырской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира приезжему найти проблематично. Неприметное здание спряталось за деревьями в тихом переулке. Однако люди в камуфляжной форме успели примелькаться на Припяти, их хорошо знают рыболовы и местные жители. Богатая рыбой река привлекает многих и, разумеется, не только законопослушных удильщиков, так что работы у инспекторов хватает. Осведомленность браконьеров о грозящей ответственности и те хитрости, на которые они пускаются во избежание наказания, превращают каждый рейд в ювелирную работу.

Базу Мозырской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира приезжему найти проблематично. Неприметное здание спряталось за деревьями в тихом переулке. Однако люди в камуфляжной форме успели примелькаться на Припяти, их хорошо знают рыболовы и местные жители. Богатая рыбой река привлекает многих и, разумеется, не только законопослушных удильщиков, так что работы у инспекторов хватает. Осведомленность браконьеров о грозящей ответственности и те хитрости, на которые они пускаются во избежание наказания, превращают каждый рейд в ювелирную работу.

Тревожный звонок

С самого утра заместителю начальника Мозырской межрайинспекции Александру Красюку поступил звонок от рыболова-любителя.
— Два человека на моторной лодке забросили в воду сети и периодически “снимают урожай”. На берегу они установили палатку, значит, будут ночевать, — вводит меня в курс дела Александр Красюк. — Все, выезжаем...
Вещи погружены в катер, мотор заведен, путь — вниз по течению Припяти. Днем на самой реке инспекторам делать практически нечего: повсюду пляжи, вода “кипит” от купальщиков, вряд ли кому-то придет в голову нарушать природоохранное законодательство на “открытой воде”. Иное дело — затоны. Они неприметны, постороннему человеку никогда не догадаться, что аир и низко нависшие ветви кустов скрывают проход в широкий извилистый водоем — “тайник” Припяти.
Безрезультатно проверив несколько затонов, приблизились к месту, где, судя по поступившему сигналу, разбили лагерь браконьеры, — урочищу Охвостье близ деревни Костюковичи Мозырского района. На моторной лодке не подъедешь — вмиг услышат и побросают снасти, вину не докажешь. Поэтому действовать надо осторожно.
Вместе с водителем Мозырской межрайинспекции Александром Шуляковским я вышел на берег. Инспекторский катер отчалил от берега и устремился вверх по течению, а мы двинулись через пойменные луга и болото к намеченной цели.
— Вот и лагерь, — Александр Шуляковский показал на другой берег затона. Складной столик, два стула, палатка. Лодки и людей нет. Оставалось ждать их появления.
Честно говоря, лежать в траве, хоть и под сенью раскидистого дуба, но в духоте, чувствовать, как по телу ползают муравьи, отбиваться от оводов мне не понравилось. Через час вера в то, что браконьеры вообще существуют, пропала. Но для инспектора несколько часов в засаде — дело привычное. Как правило, именно благодаря выдержке раскрываются самые громкие дела.
Наконец бесшумно в затон заплыла моторная лодка. На борту — парень и девушка. Подплыв к кувшинкам в 30 метрах от нас, мужчина подцепил веслом сеть и стал вынимать из нее рыбу. Затем переплыл к следующей снасти. Тут послышался гул инспекторского катера. Браконьеры не паниковали. Не спеша опустили сеть в воду, отплыли от нее и размотали спиннинги, к крючку одного из которых заблаговременно даже рыбку прицепили.

Я не я, и сеть не моя!..

— Добрый день. Как улов? — обычный вопрос инспектора.
— Вот, два окунька поймали.
— А из сетей что вытащили?
Начинается стандартный разговор: сети не наши, первый раз их видим. Спиннинг зацепился, пришлось подплыть, освобождать снасть...
Получив разрешение причалить к берегу, нарушители не стали терять даром времени: пока инспекторы поднимали из воды сети, выскочили из лодки и припрятали в траве мешок с рыбой. Впрочем, опытным инспекторам найти его не составило труда.
Далее — процедура составления протокола, объяснения нарушителя. На этот раз попался браконьер, хорошо знающий свои права и изучивший презумпцию невиновности: не виновен, пока вина не доказана. Под угрозой штрафа в полмиллиона рублей, конфискации лодки с двумя моторами и перспективы добираться с женой до города пешком, нарушитель клялся и божился, что сети не его:
— Хулиганы какие-то понаставили, рыбу половить не дают. Вечно мы, законопослушные рыбаки, цепляемся за них!
Увы, несмотря на наличие свидетелей, найденные сети и рыбу в пакете, инспекторы действительно не смогли бы доказать вину браконьеров. Но при предъявлении фотографий, которые мы сделали из засады, разговор получился иной.
— Без этих фотоулик даже протокол не смогли бы составить, не говоря уже о том, чтобы выиграть дело в суде, — объясняет Александр Красюк.
Рейдовая бригада сработала четко. Впрочем, подобных примеров в “копилке” Мозырской межрайинспекции хватает. К примеру, за 2009 год ее сотрудники составили 300 протоколов по фактам нарушения Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. А за семь неполных месяцев нынешнего года — уже 280.

Действие на подсознание

На полноводной Припяти наступила ночь. Однако река даже в самый глухой час не замирает. Проплыл пароход. Недалеко от воды запоздалые гуляки при свете фонариков собирают вещи. Возле берега мелькают налобные фонари рыболовецкой бригады. На базу инспекторы не спешат. Сплавляясь вниз по реке на минимальных оборотах мотора, они зорко вглядываются в прибрежные тени.
В итоге мы “напетляли” по Припяти около 100 километров. Один протокол, составленный почти за сутки патрулирования, кому-то покажется мизерным результатом. Но ежедневно проплывая по людной реке, мимо пляжей, рыболовов на берегах и в лодках, тем самым инспекторы проводят своего рода профилактическую работу. Все больше людей узнает об их деятельности и понимает: природные богатства не остаются без присмотра. Повстречать ночью на Припяти человека в лодке сегодня можно крайне редко, хотя в прежние времена это было обычным делом.

Цифры и факты

В первом полугодии Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь проведено 4992 рейда, в результате которых выявлено 7100 нарушений природоохранного законодательства. В том числе:
— 4403 нарушения Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. У нарушителей изъято 4,8 тысячи сетей общей длиной 208 километров, 2 электроловильных устройства и 9,9 тонны незаконно выловленной рыбы;
— 155 случаев хищения прудовой рыбы, 779 килограммов похищенной рыбы возвращено рыбхозам;
— 944 нарушения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты. У нарушителей изъято 414 охотничьих ружей (включая 184 незарегистрированных), 12 тонн незаконно добытого мяса диких животных;
— 1097 нарушений правил лесопользования. Выявлено 2102 кубометра незаконно заготовленной древесины;
— 501 прочее нарушение природоохранного законодательства.
В следственные органы передано 413 материалов с признаками уголовно наказуемых деяний, по
88 процентам из них возбуждены уголовные дела. Сумма наложенных штрафов составила 1 миллиард 448 миллионов рублей, а возмещение вреда нарушителями, причиненного природным ресурсам, — 1 миллиард 25 миллионов рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter