«В Таможенном союзе мы выравниваем цены, но оставляем свои приоритеты»

СЕГОДНЯ среди стран СНГ Беларусь славится вкуснейшими и качественными продуктами питания. Да и на европейском рынке некоторые отечественные пищевые бренды на высоте. А иностранные гости обязательно увозят на родину наши съедобные сувениры: шоколадные конфеты, заварные хлеба, натуральные алкогольные напитки. Свои плоды приносят модернизация производства, внедрение инновационных технологий, которые помогают осваивать белорусские ученые. Два триллиона рублей направлено за минувшую пятилетку на техническое перевооружение перерабатывающих предприятий. Создано немало новых мощностей, что позволило увеличить объем производства в полтора раза. Но, к сожалению, не все так гладко, как хотелось бы... Позиции по многим продуктам остаются импортозависимыми, по ассортиментному ряду мы по-прежнему отстаем от зарубежных производителей. О проблемах и достижениях отечественной пищевой промышленности, ценах и неиспользованных ресурсах, сырьевой базе и привлечении инвесторов шла речь во время прямой линии председателя концерна «Белгоспищепром» Ивана ДАНЧЕНКО. Вопросы поступали во время прямого диалога с читателями «БН», а также предварительно по электронной почте и факсимильной связи.

Председатель концерна «Белгоспищепром» Иван ДАНЧЕНКО

СЕГОДНЯ среди стран СНГ Беларусь славится вкуснейшими и качественными продуктами питания. Да и на европейском рынке некоторые отечественные пищевые бренды на высоте. А иностранные гости обязательно увозят на родину наши съедобные сувениры: шоколадные конфеты, заварные хлеба, натуральные алкогольные напитки. Свои плоды приносят модернизация производства, внедрение инновационных технологий, которые помогают осваивать белорусские ученые. Два триллиона рублей направлено за минувшую пятилетку на техническое перевооружение перерабатывающих предприятий. Создано немало новых мощностей, что позволило увеличить объем производства в полтора раза. Но, к сожалению, не все так гладко, как хотелось бы... Позиции по многим продуктам остаются импортозависимыми, по ассортиментному ряду мы по-прежнему отстаем от зарубежных производителей. О проблемах и достижениях отечественной пищевой промышленности, ценах и неиспользованных ресурсах, сырьевой базе и привлечении инвесторов шла речь во время прямой линии председателя концерна «Белгоспищепром» Ивана ДАНЧЕНКО. Вопросы поступали во время прямого диалога с читателями «БН», а также предварительно по электронной почте и факсимильной связи.

Татьяна Жукель из поселка Дубравы Молодечненского района звонит.

Иван Иванович! В этом году был отличный урожай черники и брусники. Но почему-то на прилавках наших магазинов этих ягод не видно даже в замороженном виде?

— Лесные ягоды в основном заготавливают предприятия Белкоопсоюза и некоторые частные фирмы, которые имеют соответствующее оборудование и лицензии. Но я скажу, что брусника и черника имеют мощнейший экспортный ресурс. Почти вся ягода ушла за рубеж — в основном в Германию и Китай на фармацевтические предприятия. У нас же основная проблема — отсутствие достойной фасовки.

 Для предприятий пищевой отрасли большое значение имеет сырьевая база. Удовлетворяет ли отечественный АПК количественные и качественные потребности концерна в сырье?

— Сразу скажу, по целой группе товаров пищевая отрасль не обеспечена сегодня сырьем ни по качеству, ни по количеству, ни по ассортименту.

Более благоприятное положение с сахарной свеклой, где работает принцип сырьевых зон, в развитие которых огромные ресурсы вложили сами перерабатывающие предприятия. Но здесь еще надо работать по увеличению сахаристости и улучшению качественных показателей корнеплодов.

Если брать рапс, то мощности позволяют переработать его более 900 тысяч тонн. Мы же произвели только 300 тысяч. То есть сельхозпредприятия не сумели обеспечить переработку. В этом году достаточно картофеля, но по качеству он не устраивает крахмальные заводы. Сырье поступает с крахмалистостью 10—11 процентов, значительно ниже необходимых параметров. Правда, здесь и недоработки самих заводов, где не действует принцип сырьевых зон и сельхозпредприятия просто не заинтересованы в выращивании картофеля с высокой крахмалистостью.

 Насколько известно, проблемы нынче и с загрузкой мощностей консервной отрасли?

— Что касается наших консервных заводов, винодельческих предприятий, они больше сориентированы на закупку плодов и ягод у населения. У нас практически нет сырьевых садов. В этом году пищевой отрасли надо порядка 200 тысяч плодов и ягод, а в сельхозпредприятиях вырастили урожай только в 46 тысяч тонн.

Конечно, 2011-й — год не самый благоприятный, наши консервные заводы пока обеспечены сырьем лишь на 75 процентов. Здесь, считаю, недорабатывает производитель сельхозпродукции. Нашим предприятиям самим приходится заботиться о создании и развитии сырьевых зон: высаживать сады, плантации…

Не хватает цветной и брюссельской капусты, брокколи, спаржевой фасоли, помидоров черри, огурцов и помидоров открытого грунта для консервирования. На мой взгляд, чтобы решить эти вопросы, нужно более активно поддерживать частную инициативу, фермерские хозяйства и, конечно же, не забывать о возможностях сырьевых зон.

 Начинающий фермер вас беспокоит. Хочу заняться в Слуцком районе выращиванием кабачков и тыквы. Подскажите, какое перерабатывающее предприятие сможет забрать у меня сельхозпродукцию и на каких условиях?

— Хорошее дело вы задумали… Кабачок и тыква у нас пользуются спросом. Эти овощи в большом объеме заготавливает сейчас Быховский консервный завод и Витебский плодоовощной комбинат. Они готовы заключить с вами договоры и с удовольствием заберут весь урожай. Так что выращивайте, нам крайне не хватает этих культур. А условия оговорите непосредственно в договоре.

 Звонит Малашеня Иван Иванович из деревни Котра Гродненского района. Скажите, что предпринимает концерн по маркировке продукции на «роднай мове»?

— Большинство нашей экспортной продукции направляется в Россию, поэтому с маркировкой здесь все ясно. А у нас в республике два официальных языка. Право предприятия выбирать любой, лишь бы маркировка была яркой и доступной. Так что здесь проблемы не вижу.

 Как используется сегодня торговый знак «Золотой зубр»? Хотелось бы почаще видеть его на отечественных продуктах.

— Владельцем этого знака является концерн «Белгоспищепром». Знак существует, но, к сожалению, мы в свое время не провели его активную рекламную кампанию, или, как сейчас говорят, пиар-акцию. Тем не менее этим знаком сегодня маркируется мозырская соль, которая поступает на российский рынок, некоторые сорта пива, ликеро-водочные изделия, пакеты с экспортным сахаром. Но вы правы, пока «Золотому зубру» внимания уделяется недостаточно.

 Добрый день, Иван Иванович! На прямой линии Николай Демьянович Шалак из Лепеля.

Более 20 лет я проработал председателем колхоза. Знаю сельхозпроизводство, как говорится, изнутри. Сердце болит за крестьянина, обирают и обижают его, не ценят нелегкий труд. Вот подняли закупочные цены на гречку, да и на другие крупы. Вроде бы и неплохо. Но ведь даже торговля за счет надбавки получает сегодня большую прибыль, чем сельчанин, который растил урожай. Когда же здесь будет восстановлена справедливость?

— Справедливость устанавливает сегодня рынок. Цена должна быть конкурентоспособной, рыночной по отношению к сопредельным государствам. Именно рынок диктует и спрос, и предложение. Скажем, уже продано зерна гречихи нового урожая для производства 18 тысяч тонн крупы. Всего стране нужно 22 тысячи тонн. Но некоторые хозяйства, выполнив госзаказ, придержали зерно, хотят сделать давальческую переработку, получить самостоятельно крупу и реализовать ее на рынке по более высоким ценам. Рыночный или не рыночный это путь — другой вопрос. Ну а в торговле всегда были надбавки, и не мы их устанавливаем.

 Иван Иванович, когда вы бываете в магазине, на какие ценники обращаете внимание в первую очередь?

— Конечно, товарной номенклатуры, которую производит концерн. Есть возможность сравнить с ценами наших конкурентов, зарубежных производителей. Мы проводим такую ценовую политику, чтобы стоимость нашей продукции всегда была на 10—20 процентов ниже импортной. И в магазинах в этом можно убедиться.

 Анатолий Кондратович из Минска на связи.

Сегодня, вероятно, все пивные заводы республики имеют солидных зарубежных инвесторов, даже с мировыми брендами. Чем же привлекает их белорусское пиво, и не утрачиваем ли мы своих давних традиций в этой отрасли?

— Ну а какие у нас были традиции? Мы находимся в так называемой «водочной зоне», и пива еще 10 лет назад у нас потребляли крайне мало по сравнению с другими странами. На душу населения приходилось 25—30 литров пенного напитка в год, в то время как в Чехии —120—160 литров.

Сегодня зарубежный капитал привлекает наличие у нас сырья — а мы научились выращивать качественный пивоваренный ячмень. И главное — растущий рынок. В этом году мы выходим уже на 45—50 литров пива на человека. Привлекает к нам инвесторов и рынок сопредельных государств, а также наших партнеров по Таможенному союзу. Модернизируя с помощью инвесторов свои предприятия, мы также создаем хороший экспортный потенциал.

 Иван Иванович! Несколько вопросов о новом сахарном комбинате. Будет ли он все-таки возводиться или нет? Проясните, пожалуйста, ситуацию.

— Программа развития сахарной отрасли предусматривает в первую очередь развитие действующих предприятий и наращивание их мощностей. Сейчас каждый комбинат способен перерабатывать в сутки около 8 тысяч тонн сахарной свеклы. Стоит задача до конца пятилетки довести этот показатель до 10—12 тысяч, а в целом это будет 42—46 тысяч тонн. На проведение модернизации необходимо порядка 300 миллионов евро.

Что касается пятого сахарного комбината, то однозначно принято решение его не строить за счет кредитных ресурсов, республиканского бюджета, вложений действующих перерабатывающих предприятий. Мы готовы пригласить инвестора, который может получить здесь дешевое и качественное сырье.

Сейчас ведутся переговоры с польской сахарной компанией. Вскоре она откроет в Минске свое представительство, чтобы более детально ознакомиться с условиями работы, возможностями нашего рынка и рынка Таможенного союза. На сегодняшний день решение еще не принято и инвестиционный договор не подписан.

 В какой стадии сейчас проект строительства дрожжевого завода в Слуцком районе?

— Здесь пока прединвестиционная деятельность. Уже отведен участок под строительство, разрабатывается проектно-сметная документация, заключаются договора. Проект, общая стоимость которого оценивается в 25 миллионов евро, предполагает прямые иностранные инвестиции. Инвестором выступила одна из известных немецких фирм, а ее белорусским партнером — ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат». Специально для реализации проекта было создано совместное предприятие «Интерферм», которое и займется возведением завода.

Зарубежный инвестор вовсе не случайно выбрал партнером именно сахарный комбинат. Дело в том, что основой для дрожжей служит меласса — побочный продукт переработки сладких корнеплодов. Это позволит значительно снизить себестоимость и транспортные затраты.

 Болезненный для многих жителей нашей республики вопрос о повышении акцизов на спиртные напитки, пиво, сигареты, ряд других товаров в связи с требованиями Таможенного союза. Как будет соблюдаться паритет цен? Ведь не секрет, что стоимость тех же сигарет у нас сегодня на порядок ниже, чем, скажем, в России.

— Коль мы работаем в одном таможенном пространстве, то, естественно, должны сближать и свою акцизную политику. Цены на алкоголь у нас, несмотря на некоторое повышение, до неприличия низкие. Россияне уже давно приняли решение, что стоимость самой дешевой поллитровки водки будет на наши деньги не менее 28—30 тысяч рублей. В стране и дальше будет проводиться работа по сближению акцизных ставок, в первую очередь по алкоголю и табачным изделиям. Нам приходится стремиться к выравниванию цен с сопредельными государствами.

Но в то же время нам стратегически важно, чтобы цены на нашу, даже подакцизную, продукцию — алкоголь, пиво, табак — были на 10—20 процентов ниже. Образно говоря, этой ценой мы защищаем свой внутренний рынок, чтобы к нам не попадала акцизная продукция с других стран. Тем самым мы ставим заслон неорганизованному массовому вывозу товаров из нашей республики. У нас есть определенные обязательства со странами Евросоюза, Украины, России. То есть будет идти сближение ценовой политики, но при этом сохранится экспортная привлекательность белорусского товара.

 Иван Иванович, какая отрасль концерна сегодня наиболее прибыльна, а какая остро нуждается в модернизации?

— Самая прибыльная отрасль — табачная. Рентабельность составляет здесь более 30 процентов. Свыше 100 миллиардов рублей прибыли уже получила с начала года Гродненская табачная фабрика. Весьма выгодно производство солода, здесь своя довольно обширная конъюнктура, в том числе и за рубежом. Прибыльно производство кондитерских, ликеро-водочных изделий, соли. В целом предприятия концерна обеспечили рентабельность продаж на 12,2 процента. У нас практически нет убыточных производств.

А модернизация нужна прежде всего предприятиям по переработке картофеля. Здесь еще недостаточно мощностей, слабо внедряются современные технологии. Техническое перевооружение необходимо нашим жировым комбинатам и, конечно, кондитерской отрасли. По большому счету, только в этом году здесь началась реализация серьезных инвестиционных программ.

Отрасль развивается довольно динамично, хотя некоторый импортный «дискомфорт» ощущается. А перспективы реальные. На столичной «Коммунарке» — дополнительная линия по выпуску вафельных сортов конфет, а также осваивается производство мягких конфет с так называемыми комбинированными корпусами. Дальнейшая модернизация ориентирована прежде всего на расширение ассортимента и увеличение объемов импортозамещающей продукции. Новая линия по производству сахарного печенья на кондитерской фабрике «Слодыч», линия по выпуску зефира ускоренным способом в ОАО «Красный мозырянин». Новое оборудование устанавливается сейчас в ОАО «Красный пищевик», в СП «Ивкон».

А всего в развитие кондитерских организаций концерна планируется инвестировать почти 53 миллиарда белорусских рублей.

Кстати, в продажу уже начали поступать и новогодние подарки от наших основных производителей. Работа эта ручная, вот и приходится начинать ее задолго до праздников. Срок хранения шоколадных конфет обычно 6—9 месяцев, так что качество изделий не страдает. Сформированы специальные новогодние бригады, которые подготовят малышне, да и взрослым сладкоежкам многочисленные сюрпризы.

 Ваше отношение к запрету на продажу плодово-ягодных вин в некоторых районах Минской области. Не подрывает ли это нашу местную перерабатывающую промышленность, которая похвастаться серьезными успехами сегодня никак не может?

—Производством плодово-ягодных вин еще 10 лет назад занималось более 100 заводов. Сегодня их осталось около 60. Естественно, напиток, в который добавляется зерновой спирт, вином называться не может. Необходимо сделать уклон на натуральные вина, безалкогольные напитки, на всевозможные наливки, ликеры и так далее. И хотя в ряде районов столичного региона запрещена продажа плодово-ягодных вин, их реализация за 9 месяцев составила 100,8 процента.

Цифра, конечно, интересная, но скажу, что такие запреты заставляют руководителей предприятий искать неординарные решения, осваивать новые виды продукции. Просто закрыть заводы — решение неправильное. А куда крестьянам сдавать яблоки, груши, ягоды? На эти предприятия завязана также переработка сельхозсырья. Вот создать из него новый вид продукции — это важный вопрос.

 Вы неоднократно говорили о солидных перспективах отечественной масложировой отрасли, даже создании холдинга на базе Гомельского масложирового комбината. Каково положение дел сегодня?

— Мы посмотрели, что и Гомельский масложировой комбинат, и Минский маргариновый завод, и Витебский маслоэкстракционный завод в своих регионах являются интеграторами. Вокруг них уже собираются местные маслодобывающие предприятия. Так, скажем, Гомельский комбинат создает свою сырьевую зону по выращиванию рапса, внедряется перспективнейший проект по выращиванию семян подсолнечника. В частности, в Ельском районе. Так что тема холдинга на данный момент не обсуждается.

 Сколько сельхозпредприятий входит сейчас в состав концерна? Будет ли расширяться этот список?

— У нас сейчас 15 хозяйств, которые занимают около 50 тысяч гектаров площади. Это фактически сельскохозяйственный район. Тот же «Белсолод» имеет три хозяйства в Ивановском районе. Довольно символическое название у сельхозпредприятия объединения «Кристалл» — «Туча». Перерабатывающие заводы оживляют экономику, инвестируют сельхозпроизводство и, соответственно, получают солидную отдачу. Так, СПК «Дукора» в Пуховичском районе, подведомственное ОАО «Машпищепрод», за два года увеличило площади под картофелем в четыре раза. Хозяйство позволяет предприятию иметь свое сырье и нужного качества.

 Иван Иванович, извините, не представляюсь, но живу на улице Пулихова в Минске. Будет ли вынесен наш сосед — знаменитый завод «Кристалл» — за пределы столицы?

— Основное производство выноситься не будет. Завод останется на своем историческом месте, где заложен 120 лет назад. Его осовременят, появится новый «Кристалл». Но сюда ежедневно приходит до 300 грузовиков, поэтому в районе Колодищей создается транспортно-логистический центр с тарным цехом. То есть вспомогательные службы выносятся за кольцевую дорогу, где будет осуществляться реализация продукции. А сами цеха по производству, розливу ликеров, бальзамов, водки, коньяка, виски, виноградных вин останутся на месте. Более того, на освободившейся части территории планируется создать музей и открыть фирменный ресторан.

 Владимир Николаевич Зайцев из райцентра Жабинка.

Почему сахар всегда дорожает в числе первых товаров? Ведь у нас этой продукции достаточно, и ее выпуск с каждым годом увеличивается.

— В текущем году на внутреннем рынке сахара продано на 70 тысяч тонн больше, чем в прошлом. Если в России сегодня сахар стоит 32—36 российских рублей за килограмм, то у нас в республике 21—22 рубля. И тот же Жабинковский сахарный комбинат, где вы работаете, потерял огромные деньги из-за того, что сахар вывозился несанкционированно и в массовом порядке. Надо ведь еще заинтересовать и крестьян. В России сахарная свекла стоит 1300 рублей за тонну, у нас— 800 российских рублей. Поэтому будем выравнивать цены с Российской Федерацией.

Скажу, что сейчас пик падения стоимости этой продукции. В той же России нынче очень много сахарной свеклы, не знаю даже, как они сумеют ее переработать. Цены пойдут вверх только ближе к лету, к тому же каждая тонна хранения сахара в месяц — это затраты примерно в 15 долларов.

 Иван Иванович! Из Лиды звонит Олег Леонидович Соловьев.

Насколько мне известно, к предприятиям «Белгоспищепрома» есть определенный интерес у россиян, в частности, у одного из крупнейших холдингов «Русагро». Какие-то конкретные предложения уже поступали?

— Это мощнейший холдинг, который продает ежегодно сельхозпродукции на миллиард долларов. Возглавляет его Николай Машкович, известный политик и бизнесмен. Недавно он был в Беларуси, изучал опыт заготовки и хранения сахарной свеклы на базе Городейского сахарного комбината. Он готов вложить часть средств в модернизацию предприятия, чтобы получить определенный пакет акций. Но мы таких решений пока не принимаем и считаем, что наши перерабатывающие заводы способны развиваться сами. Если желает строить новый сахарный комбинат — пожалуйста!

На прямой линии дежурил Александр ШЕВКО, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter