В связке с бедой

Что “приобретают” те, кто находится в одной семье с пьющим человеком?

Возьму твою боль
Оксана, хорошая работница, мать двоих детей, слыла среди коллег домоседкой. Когда она рассказывала о том, какой пирог испекли ее мальчики, как вдохновенно муж работает на даче и какие подарки ей дарит, многие тайком завидовали. И никто не знал, что пирог, испеченный ребятами, улетел в мусорное ведро, поскольку отец вновь пришел подшофе и ему не понравилась толкотня на кухне. Что на дачу он и глаз не кажет, за всю мужскую работу приходится платить Оксане, а трогательные подарки — это презенты матери, которая жалеет свою кровинушку, проживающую жизнь рядом с агрессивным и давно пьющим Валерием.
Подобных историй с различными вариациями можно рассказать сколько угодно. Ведь реальная численность пьющих людей гораздо больше количества тех, кто состоит на наркологическом учете. Хотя и официальная цифра внушительная. Сегодня в наркодиспансерах поставлены на учет 188 тысяч человек, из которых 6500 употребляют наркотики, остальные — “друзья” “зеленого змия”. За семь месяцев этого года сняты с учета 9655 человек, среди которых подавляющее число алкоголиков — 9367. Вроде ситуация поправляется, но это только на первый взгляд. Как отметил главный нарколог Министерства здравоохранения Владимир МАКСИМЧУК, за этот период на учет поставлены 19 380 человек...
Раньше считалось, что алкоголизм — это проблема исключительно злоупотребляющего человека. Но в последнее время ее признают семейной, ведь те, кто живет рядом с пьяницей, тоже вовлечены в ситуацию. Появился и соответствующий термин “созависимые”. Созависимый человек — это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на него и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. В конечном счете такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на всех других.
Я знакома с одной женщиной, у которой в подчинении примерно сорок человек. Ирина Павловна руководитель, что называется, от Бога. Но бывают дни, когда она из ничего создаст проблему, накричит на кого-то из работников, они стараются не попадаться ей в такие минуты под горячую руку. В коллективе знают причину взрывоопасного поведения своей патронессы: накануне дома были “разборки” с пьющим мужем. Так из-за семейных неурядиц страдают посторонние люди...
Помните установки советского времени: “за все в ответе”, “возьму твою боль”? Люди воспитывались с пониманием, что необходимо отвечать за другого. И многие сформировавшиеся в то время женщины именно так и понимают свою роль.
Как отмечают специалисты, нужно понять, что алкоголизм — это болезнь безответственности. А вырасти эта проблема может из многого. Например, человек потерял работу и не может устроиться. Кто-то при помощи рюмки-другой заглушает потерю близкого человека или нелады с женой. А кто-то любит дружеские застолья с обильной выпивкой и незаметно втягивается в “питейный процесс”. Или человек был гиперопекаемым ребенком, в детстве родители все делали за него, и он во взрослой жизни не несет ответственности ни за себя, ни за семью. Поэтому специалисты особо обращают внимание на поведение родителей, которые сталкиваются с пристрастием детей к спиртному или другим дурманящим веществам.
Нужно понимать: если человек видит негативные последствия своего поведения, только тогда он может изменить его. А когда “чадо” выпило и ему наутро несут бульончик, пытаются рассолом или медикаментами улучшить его состояние, то “добродетельные” мамы и папы тем самым дают ему возможность уйти от понимания, что он поступил плохо.
Безусловно, отмахиваться от проблемы близкого человека не следует. Необходимо узнать, где проводится лечение, и предложить ему пройти это лечение. Но нужно прекратить жить его жизнью, попытаться дистанцироваться, как это ни сложно. Алкоголик, которого все время тянут за руку, никогда не бросит пить.
Выбор есть, но не у всех...
Кризисный центр для созависимых был создан при Гомельском областном наркологическом диспансере шесть лет назад. Возглавила эту единственную в стране структуру медицинский психолог Людмила ШАБАЛИНА.
“В первую очередь я видела необходимость работы с детьми из семей алкоголиков, — отмечает Людмила Васильевна. — У человека, который выпивает, есть выбор: пить или не пить. У жены тоже есть варианты: жить с ним или изменить свою жизнь. У детей такого выбора нет, они остаются заложниками ситуации. В то время это было очень актуально. Более 80 процентов социальных сирот составляли дети лишенных родительских прав из-за злоупотребления алкоголем. У нас был целый проект “Предупреждение социального сиротства”. Детей изымали в социальный приют или предупреждали родителей о лишении прав. Мы проводили лечение их, бесплатное психологическое консультирование. Был налажен контроль за дальнейшей ситуацией. И значительное количество наших подопечных меняло жизненные приоритеты. Из 139 семей, с которыми работали специалисты, только 18 детей оказались в государственных учреждениях, остальные были возвращены в биологические семьи. Второе направление, которому мы уделили особое внимание, — консультирование созависимых взрослых членов семьи. Прежде всего стремились разъяснить созависимым, что происходит. От этого начинался путь изменения себя, а как только меняется поведение одного человека, меняется и поведение тех, кто рядом.
Очень большую роль в этом играют группы взаимопомощи. Это очень важно, когда рядом с тобой люди с такой же проблемой и ты можешь говорить о ней совершенно спокойно. Люди собираются, ищут понимание, поддержку. И находят их”.
Агрессивная среда
Безусловно, если бы жены пьющих мужей могли просто уйти от них, то многие бы это и сделали. Но их держит квартира, которую нельзя продать или разменять без согласия злоупотребляющей половины. Правда, есть мнение, чтобы законодатели внесли изменения в Жилищный кодекс, и тогда эти вопросы станет решать легче. А пока “дестабилизирующий фактор” терпят и жены, и дети.
Совместная жизнь с человеком, злоупотребляющим алкоголем, вызывает у всех членов семьи стрессы, они страдают от унижения своего достоинства. Ведь семья — это нечто большее, чем сумма индивидов. Каждый член этой системы влияет на поведение других членов и испытывает на себе их влияние. Но многие не отдают себе отчета в том, что пьянство кого-то из родителей или детей пагубно влияет на других. Приходится иногда слышать: “Подумаешь, иногда выпьет, ведь трезвый он хороший”. Но алкогольная семья имеет свои характеристики, и если знать их, то можно задуматься: а действительно ли речь идет о безобидных проступках?
Психологи отмечают следующие черты алкогольной ячейки общества. Отрицание, то есть нежелание семьи признать реальность. Изоляция: семья сужает круг общения. В таких семьях присутствует эмоциональный разлад, в них наблюдается повышенный уровень конфликтности. Непьющие члены семьи испытывают к алкоголику то любовь, то ненависть. Несоответствие слов и дел, атмосфера непредсказуемости также характерны для таких союзов. В центре внимания остальных членов семьи находится алкоголик. Его потребности удовлетворяются прежде всего. И в таком случае первыми жертвами становятся дети. Ведь когда жена занимается только пьющим мужем, у нее нет времени заняться адекватным воспитанием детей. Они не получают эмоционального тепла. А такие дети не научатся выстраивать отношения, значит, им грозит неудача в собственном браке.
“Созависимость — это не болезнь, а состояние, — говорит Людмила Шабалина. — Когда мы перестаем заботиться о своем здоровье, подавляем свои чувства и эмоции, рано или поздно мы столкнемся с ситуацией, что за нами кто-то должен будет ухаживать. В семьях алкоголиков, где жена бросает свою жизнь под ноги пьющего мужа, наступает момент, когда она может свалиться от инсульта (ведь у созависимых нередко возникают психосоматические заболевания) и за ней придется ухаживать ее детям. И уже они будут созависимыми, вынужденными решать проблемы своей мамы”.
Еще расхожее заблуждение, что дети, насмотревшись на кошмары из-за пьянства кого-то из родителей, будут строить свою жизнь от противного. Но есть такое понятие, как идентификация с жизнью своих родителей. Если папа выносил мусор, то девочка подсознательно будет ожидать, что муж тоже будет выносить мусор. Если папа постоянно материт маму и грубо с ней обращается, то дочь подсознательно готова допустить такое отношение к себе... Нередко матери говорят: “Доченька, ни в коем случае не живи, как я”. Но тогда ей придется всю свою энергию направить на то, чтобы ни в коем случае не повторять материнский путь. А из этого, к сожалению, ничего хорошего не получается.
Недаром ведь говорится: все мы родом из детства...

Внимание: Прямая линия! Все о “питейной” проблеме

Сегодня проблема пьянства и алкоголизма знакома многим семьям. Злоупотребляющие мужчины, тем более женщины — бич нашего времени. Как с этой проблемой справиться? Такой вопрос возникает у каждого, кто столкнулся с бедой, кому не безразлично будущее детей, живущих бок о бок с пьющими взрослыми. 
* Вас интересует, что такое алкоголизм?
* Как строить отношения с пьющим человеком?
* Как избавиться от алкогольной зависимости?
* Где лечат алкоголиков?
* Что делать, если лечение оказалось безуспешным?
Вы можете задать эти и другие вопросы главному наркологу Министерства здравоохранения Республики Беларусь Владимиру Петровичу МАКСИМЧУКУ.

“Прямая линия” состоится в редакции “Народной газеты” 9 сентября с 16.30 до 17.30. Звоните по телефону (8-017) 287-16-89. Свои вопросы специалисту вы можете задать и предварительно, позвонив по данному телефону. Присылайте письма на редакционный адрес: 220013, г.Минск, ул.Хмельницкого, 10а или сообщения на e-mail: vera@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter