В свободном полете (ФОТО. Роупджампинг)

Упасть с моста... по собственному желанию

Упасть с моста... по собственному желанию


Эта юная девушка смело смотрит в лицо опасности. На ее месте любой актер потребовал бы заменить каскадером. Даша Галай, которая мечтает стать певицей, в прошлом году рискнула прыгнуть с моста, привязавшись альпинистской веревкой. И с тех пор грезит полетами наяву и в творчестве. Даже клип решила снять — на песню Ready, set, go! Обывателю такое название, конечно, ничего не скажет. А вот для знатоков и любителей роупджампинга (в переводе с английского — прыжки с веревкой) это прямой сигнал к действию. Под него и еще на «раз, два, три!» минские экстремалы сигают с многоэтажных домов, мостов и подъемных кранов.


На мосту неподалеку от радиаторного завода я присматриваюсь к лихим парням и девчонкам. Новички прыгают спиной вниз с воплями испуга, более трусливых приходится подталкивать. А вот профи бесстрашно летят лицом навстречу опасности с радостным уханьем, причем порой даже не зажмуриваясь!


Веревка натягивается. Пару секунд «зависания» в воздухе. В страхе гляжу вниз — уф, обошлось. Перепуганный счастливчик маятником раскачивается под мостом. Аттракцион не для слабонервных.


— Слушай, а давай с нами? — приглашают роупджамперы.


— Спасибо, но я в юбке, ничего не получится, — отвечаю, чувствуя, что на слегка подрагивающем мосту у меня начинает предательски кружиться голова.


— Ничего страшного, одна девчонка даже в платье прыгала, — убеждают меня.


Глаза у экстремалов блестят, играет улыбка. Совсем другое выражение лиц у случайных прохожих. Одни смотрят удивленно, другие — с подозрением, третьи — с испугом. Еще бы! По сути, это балансирование на ниточке, разделяющей жизнь и смерть... Никто не может гарантировать, что веревка вдруг не порвется.


— Мы к реакции окружающих давно привыкли. Сердобольные бабули то и дело звонят в милицию: на мосту самоубийцы, спасайте кто может! — смеются девчонки. — Сотрудники правоохранительных органов регулярно приезжают. Но бояться нам нечего — общественный порядок не нарушаем.


Может, оно и так (как и скейтеры, эти ребята ничего противоправного не совершают, заверили меня в пресс–службе ГУВД Мингорисполкома) и рисковать или нет — личное дело каждого. Но ведь от русской рулетки роупджампинг мало чем отличается: повезет — не повезет, не угадаешь... Сначала выброс адреналина. А что потом? Чувства притупляются, и всегда хочется усилить ощущения. Придумают что–то еще, более остросюжетное и небезопасное. Не проще ли записаться в альпинистский клуб, где под руководством опытных специалистов обучат всем особенностям скалолазания?


Смело, но лучше не повторять


Родоначальником роупджампинга считают американца Дэна Османа. В 1989 году скалолаз, взбираясь на Пещерную гору высотой 1.564 метра возле озера Тахо, которое в трех часах езды от Сан–Франциско, пытался вбить крюк над коварным выступом. Но цели так и не достиг. Нога то и дело предательски соскальзывала, и он срывался. Благо спасал альпинистский трос. В какой–то момент Осман осознал, что падать ему нравится гораздо больше, чем взбираться на отвесные высоты. С аксакалом белорусского роупджампинга Лешей Костенко случилось что–то похожее, хотя о заморском первопроходце он узнал не сразу.


— Все начиналось в 2002 году, — рассказывает Алексей, создавший «Белорусскую команду экстрима». — Я и мои друзья тогда не знали о существовании этого направления. Самостоятельно занимались альпинизмом (еще я прыгал с парашютом) и нашли себе новое развлечение. Сейчас нас, старожилов, человек 10. А приходящих и уходящих людей — сотни.


Роупджампингом занимаются ребята и в Бобруйске, Барановичах, Гомеле. В Минске для прыжков подходящих мест практически не найти. Поэтому экстремалы облюбовали мостик возле радиаторного завода, где и совершенствуют «мастерство». Они бы и рады оказаться вдали от городской суеты. Но большая часть безлюдных зданий находится в аварийном состоянии.


— Многие вещи человек не решается сделать в своей жизни. Инстинкт самосохранения говорит: стоп, опасно! Ведь даже если у тебя и есть веревка, вначале неизвестно, какой вес она выдержит. Стоишь, тебя колотит. Пытаешься перебороть чувство страха. Но потом появляется уверенность в собственных силах, понимаешь, что ко многим вещам относиться в жизни нужно по–другому, — искренне убеждает меня Леша.


За гранью


В действительности романтик Алексей, как и его товарищи, оказывается не столь уж безбашенным экстремалом. Откровенно рассказывает о возможных трудностях: «Однажды запутался в своих же веревках. Хорошо, что все обошлось. К счастью, за 5 лет практики это единственный случай. Знаю, у других ребят доходило до переломов».


Увы, случаются не только переломы. Жизнь Дэна Османа, например, закончилась в 35–летнем возрасте после неудачной попытки сигануть с высоты 300 метров. Думал ли он, что это будет его последний прыжок? Вряд ли. Надеялся ли увидеть родных, близких, друзей? Конечно! Давайте будем откровенными. На мосты и высотные дома любители резких выбросов адреналина отправляются ведь за острыми ощущениями, они рассчитывают вернуться живыми и невредимыми. Но рано или поздно теряют чувство реальности. Сами не замечают грань, которую переходят.


Быть может, кого–то останавливает расписка, которую подписывают роупджамперы. Ведь поставить подпись перед прыжками (мол, понимаю, что рискую жизнью и здоровьем, а организаторы мероприятия не несут какой бы то ни было ответственности) не так уж просто. Это только кажется: альпинистское снаряжение есть — значит, все в порядке... Даже опытные каскадеры получают травмы во время съемок фильмов. Что уж говорить о любителях.


...Сколько ни уговаривали меня роупджамперы присоединиться к ним, я отказалась. Нелегко перешагнуть черту, даже с осознанием того, что выпрыгиваешь в пустоту со страховкой. А вдруг нелепая случайность — и, как тот маятник, качнется незыблемое благополучие. Не велика ли цена за пару секунд удовольствия и эйфории?


Мнение


В альпинистском клубе «Надир», куда я обратилась за комментариями, утверждают, что безопасными полеты экстремалов могут быть. Но для этого надо очень хорошо знать технику прыжков и начинать с малых высот. А вот если человек не подготовлен, могут возникнуть неприятности. Чтобы позволить себе пару секунд воздушной эйфории, прежде нужно досконально изучить законы физики (например, знать об ускорении свободного падения на больших высотах). Просчитать нагрузку на веревку и подстраховаться. Особенно велик риск неудач, когда экстремалы начинают прыгать самостоятельно, отказываясь от контроля профессионалов.

 

ФОТО. Роупджампинг

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter