Почему все больше вчерашних школьников не торопятся поступать в вузы

В свободном плавании

Нынешним летом в России окончат ­11-й класс около 700 тысяч школьников. Еще около 980 тысяч выпустят из колледжей. Высшее образование планируют получить менее половины российских выпускников, но далеко не все они попадут в студенческие аудитории этой осенью. Кто‑то не наберет баллов, а есть и такие, кто сознательно возьмет год передышки. Хороша ли эта идея? Как провести «лишний» год, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

Дайте же отдышаться!

В русском языке нет специального слова для обозначения такого «лишнего» года — неважно, свалился ли он подростку на голову из‑за провала на экзаменах или же выпускник взял его по собственному желанию. (В английском такой год называют gap year — год‑пробел, год‑пауза.) Чаще наши выпускники оказываются «поставленными на паузу» не по своей воле: недобрали баллов и, если не уйдут в армию, будут повторять попытку. Но становится больше случаев, когда подростки решают годик подождать — отдохнуть от учебы, поработать, набраться жизненного опыта, определиться с профессией. 

Подростком движет острое желание ощутить вкус взрослой жизни. PHOTOXPRESS.

Калининградка Полина Романова, студентка СПбГУ, брала после школы год паузы, несмотря на то, что была призером Всероссийской олимпиады школьников. 

— Мне кажется, что у нас все слишком торопятся получить результат, — говорит она. — Как можно скорее окончить школу, университет, быстрее начать работать. Это приводит, во‑первых, к тому, что многие поступают не туда, куда хотели бы. Во‑вторых — к выгоранию. У меня в классе было пять человек «всероссников», много стобалльников. Конкурсы, проекты, экзамены занимают половину лета. Устаешь. 

Сразу после напряженного 11‑го класса Полина не нашла сил ехать в другой город, напрягаться с учебой и бытом в общежитии. За год она пришла в себя, закончила кое‑какие дела (например, ей было важно довести до ума любительский спектакль), попробовала себя в репетиторстве. Научилась готовить. Окончательно определилась со специализацией. Начала учебу на следующий год, уже оканчивает третий курс. 

— Младшая дочь не смогла набрать необходимое число баллов с первого раза, — делится мама Полины, Наталия Романова. — Но благодаря опыту старшей я уже знала, что в этом нет трагедии, и не стала настаивать на подаче документов «хоть куда». Младшая за год освоила профессию официантки, сможет подрабатывать во время учебы. Готовится — я оплачиваю недорогие онлайн‑курсы. Много рисует — поступать будет на факультет дизайна. В сравнении с прошлым годом заметно повзрослела. 

Но такое отношение к целому году «свободного полета» подростка редкость среди родителей. Gap year пока с трудом вписывается в нашу жизнь (и дело не только в армии). 

Кандидат психологических наук, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов объясняет, что в данном случае очень велико значение традиции. 

— Поступая не так, как принято, не так, как все вокруг тебя, ты словно выпадаешь из сообщества. Вернуться непросто. Поэтому я не рекомендую брать год «на раздумья». Легко выбиться из общего ритма, а влиться потом обратно самостоятельно получается лишь у единиц.

Праздник непослушания

Отговорить юнца от идеи взять «год без зубрежки» непросто. Основатель cтудии практической психологии «Эмпатия» Григорий Кононенко советует прежде всего понять истинную подоплеку этого желания. 

— Подростком движет острое желание ощутить вкус взрослой жизни, — объясняет он. — Заработать собственные деньги, начать жить отдельно. Над мальчиками нависает армия, но и тут порой побеждает стремление почувствовать себя взрослым, отделиться от родителей. 

Подросток, объясняет Кононенко, порой пытается разрешить внутренние психологические проблемы «внешними» способами. Родителям надо поискать компромисс: отговорить от кардинальных решений, но помочь снять комнату, найти подработку, которую можно совмещать с учебой.

Бывает, «бастовать» начинает отличник, которому прочили любой университет. А он вдруг решается забрать документы из школы, уйти в колледж и обойтись вовсе без всяких вузов. Родители не знают, как быть: навязать свою волю, рискуя услышать: «Вы испортили мне жизнь», или беспомощно наблюдать, как дитя совершает, по их мнению, огромную ошибку? Тут не обойтись без помощи психолога.

— Говорить, что вузы хороши, а колледжи — плохи, нельзя, — утверждает Кузнецов. — Есть колледжи, которые по некоторым направлениям, например творческим, дают навыки очень высокого уровня. Кроме того, после колледжа можно поступить в институт. Но все же, если в школе у ребенка блестящие успехи и шансы отлично сдать ЕГЭ высоки, я рекомендую оставаться на 11‑й класс и все‑таки думать про вуз. Если колледж предлагает больше практики, то хороший вуз дает более фундаментальное образование, больше общекультурных навыков, воспитывает умение учиться и — самое главное — обеспечивает образовательную среду. Но нужно понимать: какой бы вуз ваш ребенок ни окончил, в жизни ему еще не раз придется учиться и переучиваться.

Годовая пауза может оказаться ловушкой для подростка. С направлением надо определиться в школе.

Что упало, то пропало? 

Что делать, если ваш подросток плохо сдал экзамены и не по своей воле оказался в подвешенном состоянии? Будете год понукать и упрекать: «Ты все провалил, а мы‑то в тебя верили!» — лишь вгоните его в депрессию. Но специалисты не советуют родителям пускать дело на самотек и ждать, что за год ребенок сам «дозреет», «наберется ума‑разума». 

— Это то же самое, что учить плавать, столкнув с лодки на середину пруда, — говорит психолог Кирилл Кузнецов. — Кто‑то выплывет, а кто‑то нет. Ребенку надо помочь. Тем более что сейчас у подростков очень много «возможностей» отложить дело на потом: соцсети, игры, «Ютуб»... 

Зубрежка? Этого мало. Важно четко сформулировать цель. Кузнецов предлагает подростку ответить себе на вопрос: «Как именно я хочу зарабатывать деньги?» И сразу начинать двигаться к цели, узнавая все больше о «своей» профессии. Программист? А что конкретно они делают? Чем друг от друга отличаются? Вдруг можно начать что‑то делать уже сейчас, например создать сайт для школы? Искусствовед? Может быть, устроиться волонтером в музей? 

Григорий Кононенко согласен, что ударная учеба — далеко не все, чем должен жить ребенок в этот год. Более того, однобокий подход приводит к потере мотивации: так перетренировавшийся спорт­смен перегорает и показывает на Олимпиаде худший результат, чем на тренировке. Важно найти золотую середину.

Решайся смолоду

Специалисты единогласно заявляют: годовая пауза может оказаться ловушкой для подростка. Надо определяться с направлением еще в школе. На помощь приходит профориентация. Впервые пройти ее стоит уже в 13—14 лет. 

— Я бы назвал такие консультации поиском призвания. В современной концепции профориентации очень важно, чтобы человек работал по призванию, нашел, где ему интересно, где у него глаз горит и рождаются идеи. 

А кроме того, профориентация еще и позволяет сэкономить деньги родителей, помогая понять, в каком направлении двигаться, какие курсы и дополнительные занятия оплачивать. 

— Кстати, еще одна из важнейших рекомендаций при выборе профессии, — добавляет Григорий Кононенко, — в школьные годы как можно больше ходить на кружки, перебирать их. Это — первичное соприкосновение с профессией, безопасный способ понять, подходит ли тебе дело. Часто родители расстраиваются, что ребенок быстро охладевает к хобби. Важно понять, отчего так. Действительно понял, что это не его, или просто столкнулся с трудностями и капитулировал? Поставьте условие: он обязательно ходит на кружки, а уж на какие именно — выбирает сам. Лучше, когда подросток занят по максимуму, чем по максимуму свободен...

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter