В свадебную дорогу

В предыдущей статье (в номере “НГ” за 1 сентября) мы рассказали, как, следуя народным традициям, проводить жениха и невесту на роспись в загс или на венчание в храм. Сегодня — продолжение рассказа об особенностях свадебной дороги.

Родители невесты  создают перед порогом арку из рушника и двух хлебов, которые завернуты в его края. Теперь уже оба молодых проходят под аркой и кланяются порогу. В это время все присутствующие в доме трижды благословляют жениха и невесту.
После благословения молодые выходят во двор и садятся в машины: жених — в первую, невеста — во вторую (она идет замуж, т.е. вслед за мужем).
Лучше всего украсить первую машину свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на подставке, внутри которых будут маленькие колокольчики, звон которых будет отгонять нечистую силу, а также  шарами, лентами, цветами красного и белого цветов.
Избегайте экстравагантных современных украшений. Например, таких, как пластмассовая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, которые якобы символизируют собой лебединую верность, но как только машины свадебного кортежа начнут движение, эти лебеди “разлетятся” в разные стороны, вот так по жизни пройдут и новобрачные, “отворачиваясь”  друг от друга. Не стоит следовать западной традиции и цеплять пустые консервные банки на “хвост” автомобиля — в будущем ничему, кроме “пустоты”, такое “украшение” не поспособствует.
“Вокруг меня круг, рисовала его не я, а Богородица моя”
Как только дружины жениха и невесты рассядутся по машинам (вместе с невестой садятся ее шаферка, крестные родители или сваты, с женихом — шафер, его сваты или крестные родители), отец и мать невесты выходят из дома и трижды по солнцу обходят вокруг всего свадебного кортежа. Отец держит в руках домашнюю икону, мать обсыпает кортеж зерном жита, что символизирует “замыкание” всех участников обряда в символический круг, который по всему ходу дальнейшего движения не должен разрываться ни при каких обстоятельствах, например на перекрестке городских улиц, при выезде на главные магистрали города.
В некоторых регионах свадебный кортеж также обносят полным ведром воды, которую потом выливают под колеса первой машины. Символика этого ритуального действия станет вполне понятна, если вспомнить о других ритуальных контекстах, в которых использовалась вода. В данном случае молодые “умирают” в статусе парень—девушка и переходят в иное социальное состояние — муж—жена. Поэтому следовало смыть следы прежней жизни, чтобы в храме был  нанесен зашифрованный текст новой.
Из описанного обрядового действия становится понятно, почему родители и жениха, и невесты не имеют права присутствовать в загсе во время регистрации брака и в храме во  время  венчания. Еще раз напоминаем:
Замкнув в круг свадебный кортеж, они  не имеют права отправиться в свадебный путь вместе с молодыми.
Если они попытаются сесть в одну из машин, то тем самым они своими же руками “разорвут” то символическое “ограждение”, которое только что возвели. Да и ритуального смысла в их присутствии в загсе или храме тоже нет. Много лет тому назад их  детей принесли в храм  крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая венчание, рядом с ними должны находиться  именно крестные родители.
Задача родных отца и матери — благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.
Запомните: подъезжать к дому невесты, к загсу, к храму и месту проведения самой свадьбы кортеж с молодыми должен только по направлению движения солнца.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter