В суд ходить – себя не уважать...

И с деньгами, а нищий — философский парадокс, превращающийся в финансовую реальность, когда речь касается просроченной дебиторской задолженности. По отчетам предприятие даже очень рентабельное и прибыльное, а на счету пусто

И с деньгами, а нищий — философский парадокс, превращающийся в финансовую реальность, когда речь касается просроченной дебиторской задолженности. По отчетам предприятие даже очень рентабельное и прибыльное, а на счету пусто, и приходится им «перехватывать» краткосрочные кредиты на зарплату сотрудникам. Средства-то имеются, но они виртуальные — в виде неоплаченных долгов контрагентов. Можно до бесконечности сетовать на непорядочность деловых партнеров, но, как отмечают финансисты-эксперты, если дебиторская задолженность «мешает жить», следует искать пробелы в системе управления предприятия-кредитора. 

И  жжется, и  необходимо… 

Работать без предоставления дебиторской задолженности — недостижимая роскошь для большинства производителей. Отгружать товар исключительно по предоплате без ущерба для сбыта своей продукции могут позволить себе предприятия в условиях острого дефицита на рынке. Но такое случается крайне редко: глобальная конкуренция все-таки. И предоставление отсрочки платежа — одно из конкурентных преимуществ производителя. Возможно, неглавное, но весьма существенное. Зачастую предоставление финансовых преференций — единственная возможность выйти на новые рынки сбыта или увеличить свою долю на уже существующих. Нового партнера необходимо чем-то «соблазнить», и отсрочка платежа может стать именно этим фактором. 

Например, редкие белорусские магазины берут товар по предоплате. Одни — потому что испытывают недостаток оборотных средств, другие — следуют сложившейся традиции. Ведь оттянуть платеж и подержать подольше деньги у себя на счетах — приятно из чисто экономических соображений. 

Так или иначе большинство производителей вынуждены отгружать свою продукцию до поступления средств на свои расчетные счета. Задолженность контрагентов — дело совершенно обычное в современной экономике. Но недаром греки почти всю свою жизнь строили на принципе золотой середины. В предоставлении дебиторской задолженности тоже необходимо соблюдать чувство меры. Чрезмерное накопление должников — удавка на шее предприятия, которая постепенно затягивается. Дебиторская задолженность, а тем более просроченная, вымывает оборотные средства, ведет к необходимости использования кредитных ресурсов. Кстати, в Беларуси нередка ситуация: привлечение заемных ресурсов обходится дороже, чем предоставленная контрагентам «дебиторка». А в итоге выходят убытки. Они не видны сразу, внешне все выглядит благополучно: растут объемы производства, налажен сбыт… Но рано или поздно отрицательное сальдо между процентами за кредит и доходами от дебиторской задолженности даст о себе знать на общем финансовом состоянии предприятия. 

Просроченная дебиторская задолженность — одна из серьезных проблем национальной экономики. Согласно опросу субъектов хозяйствования, проведенному Национальным банком в рамках традиционного экономического мониторинга, 28,7 % отметили сильное влияние долгов контрагентов на развитие и работу предприятия, 52,2 % — умеренное, а слабое — только 19,1 % опрошенных. Неплатежи потребителей — третий по значимости фактор, сдерживающий рост объемов производства. На этот тормоз прогресса указали 42,1 % опрошенных (смотри таблицу). Причем первые две «негативные» позиции — недостаток денежных поступлений для текущей деятельности и сложности с оборотными средствами, напрямую связаны с «дебиторкой». 

Проблема,  перемещенная  в  пространстве 

Как отмечают эксперты-консалтеры, при правильных подходах «дебиторка» — ликвидный инструмент. Задолженности контрагентов вызывают проблемы у предприятия в двух случаях: отсутствие системы предоставления дебиторской задолженности или желание любыми способами разгрузить склады готовой продукции. Пользующийся плохим спросом товар отдают почти на любых условиях, с длительными отсрочками платежей, причем предоставляют его даже партнерам с плачевным финансовым положением. 

В результате показатель складских запасов приближается к необходимому для хорошей отчетности, но повышение реализации таким способом не решает проблемы, а лишь переносит ее в другую плоскость. Конкурентоспособность предприятия осталась на прежнем уровне. Просто если раньше часть средств была заморожена в товарах, то теперь превратилась в долги контрагентов. А денег на счете предприятия от такой рокировки не прибавилось. 

Конечно, всегда остается надежда «выколотить» «дебиторку», в том числе и через суд. Но, как отмечают специалисты, взыскание неплатежей с помощью Фемиды — самый нерентабельный и неэффективный метод борьбы с просроченными платежами. Во-первых, судебное разбирательство — дело достаточно долгое и хлопотное. Во-вторых, придется пойти на издержки, связанные с уплатой госпошлины, расходы на адвоката. Конечно, эти издержки лягут на плечи проигравшей стороны, но зачастую возникает проблема с исполнением решения суда. Постановление есть, а денег нет. Ведь нередко компании вовремя не расплачиваются с партнерами по одной причине — нет средств. А когда у должника денег совсем нет и он плотно «сидит на картотеке», вырвать из него хотя бы рубль крайне проблематично. 

Финансисты считают: если дело доходит до судебных разбирательств, значит, на предприятии не продумана система предоставления дебиторской задолженности. Ведь ее необходимо так давать, чтобы вовремя можно было забрать обратно. Конечно, риск всегда есть, но его можно свести к минимуму. 

Без  досье  не  обойтись 

«Дебиторка» сродни банковскому кредиту, который, как известно, выдается только под конкретное обеспечение возврата долга. Приблизительно на таких же принципах необходимо строить и систему предоставления дебиторской задолженности. 

Первый шаг — проверка легитимности и финансового положения контрагента. Особенно, если сделка заключается впервые. Существует много открытых источников, из которых можно получить много информации об интересующей компании. Прежде всего — регистрирующий орган, в котором можно узнать дату регистрации фирмы, ее юридический адрес, наличие лицензий на право заниматься теми или иными видами деятельности. О наличии задолженности перед бюджетом можно узнать по запросу в органы Министерства по налогам и сборам. Также можно затребовать ряд сведений и непосредственно у компании-партнера. Если фирме нечего скрывать, она без проблем предоставит документы, подтверждающие ее платежеспособность. 

Второй важный этап — обеспечение возврата дебиторской задолженности. Неустойка и пени, которые чаще всего прописывают в договорах, являются достаточно слабой гарантией. Во-первых, если у партнера не найдется средств, чтобы погасить основной долг, то будет непросто истребовать с него и штрафные суммы. Во-вторых, эти санкции в Беларуси косвенно значительно ограничены Гражданским кодексом, поэтому какой бы ни была драконовской неустойка, согласно договору, по закону она не должна значительно превышать размер ущерба, вызванного неплатежом. Причем суд имеет право «скостить» объем штрафных санкций как по заявлению ответчика, так и по собственной инициативе. 

Отличным инструментом минимизации риска является страхование дебиторской задолженности. Но такие страховые взносы не относятся на себестоимость, а платятся из чистой прибыли, поэтому слишком дорогое удовольствие для отечественных предприятий. Можно воспользоваться и банковской гарантией, но этот механизм тоже дешевым не назовешь, поэтому на практике применяется он крайне редко. Наиболее доступный инструмент — истребовать с контрагента определенную сумму в виде задатка. Сам факт его предоставления уже говорит многое о партнере. Кроме других функций, задаток может выступать и в качестве обеспечения. 

Если предприятие работает на рынке с большим количеством партнеров, по договорам с которыми проходят незначительные суммы сделок, применяется аналитический способ оценки платежеспособности. Отдел сбыта ведет базу данных клиентов, у каждого из которых складывается своя «дебиторская история». От нее во многом и зависит, предоставлять финансовые преференции контрагенту в последующем, в каких объемах и под какие гарантии. Правда, некоторые банкиры считают, что кредитные «летописи» — хорошее подспорье при оценке платежеспособности физических лиц, но не юридических. Ведь любой субъект хозяйствования может оказаться в долговой яме в любой момент, причем по вине своих партнеров, а не по собственной. 

-------------------------------

Елена Телеш, директор ОДО «Юрбизнесконсалтинг»: 

Норм по объемам дебиторской задолженности предприятия, как таковых, нет. Ее величина зависит от многих других составляющих: от объема свободных средств, доступа к заемным ресурсам, их стоимости для предприятия, его стратегии на рынке, конкуренции в данном сегменте товаров или услуг… Главное, не количественные показатели «дебиторки», а качественные, чтобы она находилась в рамках концепции развития предприятия, была управляемой, предсказуемой и соответствовала запланированному параметру. Вообще, дебиторская задолженность лежит на грани ряда проблем и ее успешное использование зависит от целого ряда факторов: наличия продуманного планирования, качества системы бюджетирования, использования автоматизации в управлении предприятия и так далее. Дебиторская задолженность – это лишь составляющая финансовой системы предприятия. 

Широкий круг проблем управления финансами предприятия будет рассмотрен на международной отраслевой конференции «Управление финансами на предприятиях промышленности», которая пройдет в Минске 13—14 сентября. Ее организаторами выступили республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП» совместно с ЗАО «Институт независимой экспертизы» при поддержке журнала «Финансовый директор» (г. Москва).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter