В стиле самбо

Те, кто однажды избрал для себя самбо, попали в нужную колею...

В детстве каждый мечтает быть сильным и справедливым, стать воплощением того самого добра, что с кулаками. Чтобы, если понадобится, ловко поймать зло, да и скрутить его в бараний рог. Много путей для этого и много дорог, но не каждый выбирает верную. Однако те, кто однажды избрал для себя самбо, попали в нужную колею. Эта борьба (или даже — философия борьбы) воспитывает не только физическую мощь, но и наделяет людей стержнем — прочным, который никаким неурядицам не согнуть.


Если исходить из того, что Беларусь в мировом самбо на ведущих позициях (а именно — на второй, после России, но если сравнивать ресурсы и территории двух стран, то плюс все же в нашу сторону), то можно сделать вывод: белорусская нация здорова и бодра. На мой взгляд, популяризировать самбо нужно много и повсеместно, чтобы каждый пацан умел защитить не только себя, но и своих родных, девушку, Родину. Чтобы просто вырос воспитанным мужчиной, а не охламоном и разгильдяем.


Владимир Япринцев — человек в нашей стране известный. Успешный бизнесмен, заместитель генерального директора ООО «Трайпл», он достиг этих высот во многом благодаря спорту. Думаю, его вполне можно назвать главным самбистом в стране. Родившись в Туркменистане, он считает себя «сыном интернационала», говорит, что «я — советский человек и патриот своей страны — Беларуси». И в этом нет никаких нестыковок. Владимир Геннадьевич, доктор наук, защитивший диссертацию на тему «Национальное самосознание, как интегральный признак нации», лучше других знает, что в мире есть только две нации: порядочные и непорядочные люди.


Впрочем, изначальной целью нашей встречи было подведение итогов спортивного года для сборной Беларуси по самбо. Четырехкратный чемпион СССР, трехкратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира, обладатель Кубка мира, заслуженный тренер, президент Федерации самбо, вице–президент Международной федерации Владимир Япринцев может говорить о родной борьбе долго, но разговор наш при этом убегал и в другие направления спортивной и социальной жизни. Впрочем, объять необъятное невозможно в принципе и тем более в рамках отдельно взятого интервью. А потому — к делу.


— Нынешний год, думаю, можно назвать в некотором роде поворотным для мирового самбо: все активнее идут разговоры о включении этого вида борьбы в программу Олимпийских игр.


— У спортивного самбо очень радужные перспективы. На Олимпиаде 2014 года в Сочи мы уже будем участвовать в показательных выступлениях. Это своего рода смотрины. Глядя на то, как быстро и успешно мы развиваемся, Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА) приглашает нас вернуться под ее крыло, но мы решили идти своим путем. Верю, что скоро он нас приведет на летнюю Олимпиаду, где самбисты впервые разыграют медали хотя бы в трех весовых категориях. Для этого очень важны личные связи. У того человека, который сегодня является председателем Международной ассоциации самбо, — у Василия Шестакова, эти связи есть. Он депутат Госдумы России, личный друг Владимира Путина. И, что тут скрывать, когда мы его выбирали, очень много ставили в том числе и на этот фактор. К тому же Владимир Путин сам родом из самбо, знает всю эту кухню. А мы видели, как он может продавливать решения, как выбил для России Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу. Дай Бог, чтобы и мы были в этой когорте. Самбо заслужило Олимпийские игры, это самый зрелищный сегодня вид борьбы.


— Уходящий год для нашей сборной выдался удачным?


— В 2007–м мы стали чемпионами мира, опередив в командном рейтинге даже сборную России, поэтому нынешний год хоть и стал для нас традиционно успешным, но большого удивления эти результаты вызывать не должны. Мы одной семьей тренируемся, работаем, отдыхаем. Знаем, что и от кого можно ждать. Есть, правда, червоточинка в виде одной дрянной овцы. Нет, у нее не получается все стадо испортить, она слишком слабая для этого, но очень неприятной неожиданностью оказалось обнаружить такую овцу в нашей небольшой борцовской семье.


— Если бы Олимпиада была уже завтра, какую бы медальную цель вы поставили перед своими борцами?


— Минимум два «золота». И это только по ребятам. И столько же по девочкам. Они для меня все, как сестренки, как дочки. Я им говорю, если идет выбор: рожать или самбо — рожайте, вы что, даже не думайте! Идите и рожайте, мы вас оставляем на ставке и ждем возвращения. Танюша наша Москвина — настоящая героиня: родила, вернулась и второй в мире стала. Не успев толком восстановиться после родов, выиграла чемпионат Европы Юля Борисик. Катя Прокопенко, чемпионка мира прошлого года, в нынешнем после взвешивания получила травму — рваная рана голени, 10 швов наложили. Вышла на следующий день бороться — стала третьей. Нормально? Очередное доказательство, что автомат Калашникова и русская женщина — сильнейшее оружие.


— Кто у вас главная звезда в команде?


— Мы улыбаемся, когда друг друга называем «звездами». Тем не менее скажу, что очень достойно в этом сезоне отборолся Дима Базылев. На пути к званию чемпиона мира он поочередно победил действующего обладателя этого титула, победителя Кубка мира и призера Олимпиады по дзюдо. Просто умница, настоящий чемпион! Андрей Казусенок из года в год подтверждает свой класс. Я не могу сказать, кто у нас главная «звезда». Они постоянно меняются, и это здорово. И каждому мы отдаем должное. На вечере подведения итогов нынешнего года подарили каждому по клинку. В старину эта была награда особо отличившимся при императоре. За храбрость. Это как Георгиевский крест, его надо заслужить.


— Знаю, что и Президентский спортивный клуб вас активно поддерживает.


— Да, и, пользуясь случаем, хочу сказать им за это спасибо. Пришли к нам на подведение итогов, такие подарки пацанам, своим стипендиатам, дали — молодцы. А те растут, прибавляют в мастерстве, не зря деньги получают. Отличные ребята. У нас Степа Попов в этом году сломался, тут же Лешка Романчик вторым на мире стал. Есть перспектива и есть конкуренция. Дмитрий Александрович Лукашенко, кстати, к нам лично пришел, что особо приятно. При этом заметил, что не ко всем ходит, но у нас чувствует семейную атмосферу. Это правда. И о подрастающем поколении мы заботимся. Дети у нас в порядке. Спасибо моему другу Юрию Александровичу Чижу, который поддерживает, кроме вольной и греко–римской борьбы, еще и самбо. Перед Юркой Сеножацким снимаю шляпу — он уже десятый турнир провел на селе. Да какой, с какими подарками, какая борьба там бескомпромиссная, какие артисты приезжают! Настоящий праздник!


— Знаете что, Владимир Геннадьевич? С такой любовью о футболистах минского «Динамо», которые вам тоже не чужие, вы никогда не говорите...


— Вы правы. Я своим самбистам в любви признаюсь. Так и говорю: «Я вас люблю. Люблю, как вы тренируетесь, как вы пашете». Про «Динамо» этого сказать не могу. И это огромная проблема. Как можно любить и понять тех, кто после поражения от команды «Партизан», идущей на последнем месте в чемпионате, вечером идет в ночной клуб «Овертайм». Плясать. То же самое после поражения от БАТЭ. На стадионе «Динамо–Юни», где мы играем, трибуны расположены совсем близко к полю, и там видны все эмоции игроков. И когда болельщики кричат футболистам: «Давай беги, мы за билет деньги заплатили!» — я думаю — а пускай они это услышат. Это не Юрий Чиж, не плохое руководство им говорит, а болельщики. Сергей Гуренко рассказывал, как, будучи игроком итальянской «Ромы», они после поражения с базы выехать не могли, тифози не выпускали. Да за такую игру, как показывает «Динамо», их бы вообще растерзали. Футболист должен биться на поле, всего себя там оставлять. Не понимаю, например, когда футболисты курят. Может, не прав, но не приемлю. Я много чего в футболе понять не могу. Мы разговариваем с тренерами (Юрия Александровича обвиняют, что он их меняет пачками), и вроде бы все нормально. Я найду общий язык с любым, даже со снежным человеком, а тут мы говорим об одном и тренер кивает, а завтра идет и делает все по–другому. Если руководство не право, докажи это, но результата–то нет. Как с ним после этого разговаривать? Если мужчина сказал, он должен сделать. Или обоснуй. По–другому никак. При этом мы по отношению к футболистам честны. Исправно платим зарплату, все договоры стараемся выполнять. Может, требуем взамен невозможного? Нет. Я всегда говорю футболистам: приходите и посмотрите, как самбисты борются. Пожали руки, обнялись и вперед — бам, не жалея себя, аж искры летят! Отборолись, обняли друг друга — опять стали друзьями и братьями. А футбол это сплошной гламур: проиграл, напомадил волосы и в «Овертайм» — здравствуйте, я звезда.


— Тем не менее можете назвать лучшего по вашему мнению футболиста «Динамо» в этом сезоне?


— Мне более других симпатичен Стас Драгун.


— Еще одна ваша недавняя вотчина — дзюдо. В вашу бытность председателем федерации Игорь Макаров стал олимпийским чемпионом. Как там обстоят дела сейчас?


— За белорусским дзюдо я уже давно слежу со стороны. Сегодня на чемпионате страны борется по 8 человек в весовой категории. Как такое возможно? Только конкуренция рождает чемпионов.


Я не хочу сейчас эту тему трогать, но мне больно смотреть, что сегодня происходит с нашим дзюдо. Если раньше мы были вторыми в Европе, в мире имели устойчивый авторитет, то сейчас ничего этого нет. Новое руководство федерации пытается что–то сделать, но пока не все получается. Раньше самбо и дзюдо шли рука об руку, тогда был результат, наши ребята с удовольствием надевали кимоно и боролись, побеждали. Готовы это делать и сейчас. Есть хорошая поговорка: пока мы едины, мы непобедимы. Думаю, самбо и дзюдо она тоже в полной мере касается.


— Если бы вам пришлось агитировать, какими бы словами вы привлекали в секцию самбо детей?


— А нам это не надо. Самбо не нужна агитация. Мы когда в Березе положили борцовские ковры в ледовом дворце, меня Геннадий Андреевич Сапунов попросил: «Володя, пусть тренера по самбо здесь пока не будет. Потому что если будет самбо, то в греко–римскую борьбу никто не придет». Самбо несет за собой некий ореол романтизма. А я лишь могу призвать родителей отдавать детей к хорошим тренерам. В зал самбо зайдешь — все вскакивают, бегут здороваться за руку, никто не сидит вразвалочку. В других залах такое встретишь нечасто. Федю Емельяненко взять, чемпиона в М–1. Молодец, всегда подойдет, двумя руками поздоровается. Он сегодня олицетворяет собой самбо. Сильный, уверенный в себе мужчина, уважающий соперника человек. Джентльмен и рыцарь.


— И последний, если позволите, вопрос. Вы называете себя «сыном интернационала». Недавно были в Москве, как раз в период активных провокаций националистов на Манежной площади. Что думаете на сей счет?


— Я специально на Манежку поехал, посмотреть на этих, с позволения сказать, людей. Лично видел, как рядом с площадью скинхеды напали на четырех молодых русских с виду людей, среди которых были девушки, повалили их и стали бить ногами. Им все равно кого бить. Мы бросились туда, эта мразь — удирать. Такие подонки убьют кого хочешь. Это самые трусливые люди, которые лезут в драку только когда видят, что не получат адекватного ответа. Когда такие выходят на площадь, их надо бить по башке дубиной. Это как раз тот случай, когда битие определяет сознание.


Справка «СБ»


По итогам чемпионата мира, который проходил с 4 по 8 ноября 2010 года в Ташкенте, мужская сборная Беларуси заняла 2–е место в командном зачете, завоевав 5 наград (2 «золота», 1 «серебро», 2 «бронзы»). Чемпионами мира стали Дмитрий Базылев (весовая категория до 68 кг) и Андрей Казусенок (90 кг), «серебро» завоевал Алексей Романчик (74 кг), «бронза» на счету Андрея Курлыпо (52 г) и Евгения Семочкина (100 кг). Первое место в командном зачете заняла сборная России, а замкнула призовую тройку Грузия.


Представительницы женской белорусской команды также завоевали 5 наград. Татьяна Москвина (48 кг) и Ирина Иодковская (свыше 80 кг) стали серебряными призерами, бронзовые медали достались Екатерине Прокопенко (60 кг), Анастасии Лешковой (64 кг) и Екатерине Радевич (72 кг). В командном зачете наши самбистки заняли 4–е место. Первыми стали россиянки, вторыми — болгарки, третьими — представительницы Монголии. Всего на чемпионате мира в Ташкенте выступали более 400 спортсменов из 27 стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter