В стиле конструктивизма

Белорусский парламент на весенней сессии принял закон о СМИ. Что в нем нового? Какие предложения журналистов и международных организаций нашли воплощение в этом документе? Об этом беседа с председателем Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Беларуси Юрием КУЛАКОВСКИМ.

— Юрий Александрович, законопроект готовился в общей сложности несколько лет, а принят был в двух чтениях в Палате представителей всего за месяц. Это породило слухи о том, что ускоренное его прохождение связано с предстоящими парламентскими выборами. Так ли это?

— Проект закона в течение последних семи лет несколько раз был в плане работы Палаты представителей. По нему шло много споров. К весенней сессии он был окончательно подготовлен. Но сложилась такая дилемма: если его рассмотрение отложить, то с учетом предстоящих парламентских выборов и времени, необходимого затем на вхождение нового депутатского состава в законотворческий процесс, пройдет не меньше года, пока “дойдут руки” до этого проекта. Поэтому он и был внесен в Палату представителей и в срочном порядке рассмотрен. После обсуждения в двух чтениях документ получился добротным и качественным.
В законе закреплено многое из того, что уже сегодня применяется на практике. Действующий же закон о печати 1995 года устарел. В нем не урегулирован порядок распространения иностранных СМИ, аккредитации журналистов, не прописаны источники финансирования средств массовой информации, не обозначены категории информации, рас-пространение которой в СМИ запрещено или ограничено.
Что же касается того, что якобы законопроект принимался, чтобы усилить контроль над СМИ в преддверии парламентских выборов, то достаточно сказать, что в силу закон вступит только через полгода после опубликования. Так что, как говорил небезызвестный герой: не нужно искать в темной комнате черную кошку, когда ее там нет.

— Какие предложения от журналистов и международных организаций были учтены?

— Между рассмотрением в первом и втором чтениях прошло три заседания рабочей группы. Как только законопроект поступил в Палату представителей, мы сразу разослали его в заинтересованные структуры. Многие нам прислали свои заключения. Мы их изучали. Часть была учтена. Полагаю, что доработка проекта закона “О средствах массовой информации” при участии офиса ОБСЕ в Минске, общественного объединения “Белорусская ассоциация журналистов” (БАЖ), ряда печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ является одним из примеров конструктивного диалога.
В частности, учтено предложение общественного объединения “БАЖ” об уточнении понятия корреспондентского пункта — это обособленное подразделение юридического лица, а не представительство  (как было в авторском варианте) юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации.
После обсуждения мы исключили требование о недопущении искажения общепринятых норм языка, поскольку отсутствуют четкие критерии определения таких норм. БАЖ высказала опасение, что такая норма может привести к произвольному вынесению предупреждений за нарушение данного требования. Но нами использован опыт Украины: в средствах массовой информации не допускается использование нецензурных слов и выражений.
Пересмотрены были ко второму чтению и требования перерегистрации СМИ — предмет критики как бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации ОБСЕ, так и общественного объединения “БАЖ”. Теперь при изменении адреса юридического лица, на которое возложены функции редакции, достаточно будет уведомить орган государственного управления в сфере массовой информации. Не требуется перерегистрация и при шестимесячном перерыве в выпуске СМИ.

— А когда требуется?

— При реорганизации (ликвидации) юридического лица, являющегося одним из учредителей средства массовой информации; при смене состава учредителей средства массовой информации; при изменении названия и вида средства массовой информации и юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации.

— Во многих европейских странах существует координационный совет в сфере массовой информации. Предусмотрен ли такой у нас?

— Да. К тому же мы повысили его статус. Он будет создан при Совмине, а не при Министерстве информации, как предлагалось первоначально. В координационный совет войдут представители государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации, других организаций. Решения совета будут носить рекомендательный характер.

— Закон запрещает работать в зарубежных изданиях без аккредитации?

— У нас дано определение термина иностранные средства массовой информации. Журналисты, работающие на них, должны проходить аккредитацию в МИДе. Но они всегда ее проходили. Только это было на уровне подзаконных актов. Ничего нового мы не ввели. Мы просто все объединили в одном документе.
По предложению бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации ОБСЕ аккредитация рассматривается как подтверждение права журналиста освещать мероприятия, организуемые государственными органами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Акцент перенесен с права государственных органов, политических партий, других общественных объединений и юридических лиц осуществлять аккредитацию журналистов на право самих журналистов на аккредитацию. Кроме того, в законопроект включен пункт о запрете необоснованного отказа в аккредитации.

— Какие требования предъявляются к публикации опровержения?

— Опровержение (ответ) должно быть напечатано не только в специальной рубрике либо на том же месте полосы, но и тем же шрифтом, что и опровергаемое информационное сообщение. Согласились депутаты и с замечаниями бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации ОБСЕ о необходимости “освобождения от ответственности редакции за сведения, которые содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи”. Это касается прямых эфиров на радио и телевидении.

— Если опубликовано опровержение, то суд уже не будет принимать к рассмотрению дела о защите чести и достоинства?

— Будет.

— А почему в законе не ограничен временной отрезок, то есть не установлен срок давности?

— Это не предмет данного законопроекта. Срок давности оговорен в Гражданском кодексе. На автора публикации могут подать в суд  в течение не более 3 лет со дня выхода публикации.

— Что не может появиться в эфире и на страницах газет?

— Установлен запрет на распространение сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотиков, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в немедицинских целях, а также сведений о способах и методах их изготовления, использования и местах приобретения. Это же относится и к информации, направленной на пропаганду войны или экстремистской деятельности, насилия или жестокости; к скрытым вставкам, воздействующим на подсознание людей или оказывающим вредное влияние на их здоровье. К тому же запрещено распространение информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию) в случаях, когда такая регистрация (перерегистрация) является обязательной в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации.

— Порядок регистрации СМИ будет дебюрократизирован?

— Прежде всего определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации. Кроме того, введение в законопроект понятия “юридическое лицо, на которое возложены функции редакции”, позволяет разграничить процедуру госрегистрации юрлиц, осуществляемую в соответствии со специальным законодательством, и процедуру регистрации средств массовой информации. Раньше получалось, что если завод МАЗ имеет газету, то в уставе завода нужно указать тематику газеты и так далее. Теперь эти процедуры разделили. Все редакции — это юрлица.
Упраздняется существующий ныне порядок согласования размещения средства массовой информации с местными исполнительными и распорядительными органами. Не предусмотрено и продление срока рассмотрения заявления о госрегистрации.

— Изменятся ли отношения между учредителями и редакциями?

— В законопроекте оговаривается, что учредитель несет ответственность за выполнение требований, заявленных им при учреждении и государственной регистрации СМИ, а также за содержание распространяемой информации. Это сделано для того, чтобы повысить качество изданий. Учредитель должен не просто предоставлять деньги или административный ресурс, но и отвечать за то, чтобы та же газета была востребована потребителем.

— Как будет регулироваться деятельность “глобальной паутины”?

— Пока только четко регламентируется распространение интернет-аналогов существующих печатных и электронных СМИ. Электронные версии должны соответствовать печатным. Порядок же государственной регистрации самостоятельных СМИ, распространяемых через Интернет, отнесен к компетенции Совета Министров Беларуси. Это не значит, что правительство должно подготовить соответствующее постановление в течение определенного срока. Закрепляется лишь общая норма. Но как она будет воплащаться в жизнь и будет ли воплощаться вообще, пока никто сказать не может. Во всем мире это проблема. Никто не знает, как к этому подступиться.

— Сайты банков, предприятий, учреждений нужно будет регистрировать?

— Нет. Интернет-порталы тех же банков не относятся к средствам массовой информации.

— Еще один важный момент — финансирование газет, журналов, телеканалов и радиостанций.

— Многое оставлено, как и было. Но вводится запрет на получение денежных средств и другого имущества от иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории Беларуси, за исключением случаев их участия в уставном фонде юрлица, на которое возложены функции редакции СМИ.

— Брать деньги от анонимных спонсоров нельзя?

— Конечно. Все финансы, инвестиции, которые приходят в любую отрасль экономики, проверяются на “чистоту”, они должны быть честно заработаны. Иначе может начаться “отмывание”, с чем ведется борьба во всем мире.

— Что предлагалось, но не было включено в закон?

— То, что вело к пересмотру его концепции. Например, некоторые рекомендовали отказаться от регистрации СМИ и перейти на заявительный принцип. Может быть, когда-то мы к этому придем. Но не сейчас. Тем более что подобного нет в западных странах, опыт которых нами изучался. А мы соотносили наш документ с правовыми принципами, действующими в США, Франции, Германии, Англии.

Не нашло поддержки и предложение не ограничивать процент иностранного капитала в уставном фонде СМИ. Но ведь эти ограничения есть в Соединенных Штатах, Франции, странах СНГ. Мы установили порог в 30 процентов. Но в то же время закрепили, что для СМИ, которые были учреждены раньше, правила остаются прежними. А вот для вновь создаваемых будет действовать ограничение объема зарубежного капитала.

— Что произойдет после вступления закона в силу?

— Ничего экстраординарного. Станут более понятными правила, действующие на информационном поле. И еще — СМИ должны будут в течение года пройти перерегистрацию. Но плата за нее взиматься не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter