В спорте зарплата не главное

К хорошему привыкаешь быстро. Раньше хоккеисты имели возможность менять клубы из года в год...
Прочитал вчера вот это. Задумался.

«Главный тренер хоккейного клуба «Лида» Владимир Деев рассказал, почему его команда редко побеждает в домашних матчах и более уверенно действует в поединках на выезде:

— Причин несколько, но в первую очередь на это влияет бытовой фактор. В Лиде имеются проблемы со съемным жильем. Поэтому некоторые хоккеисты снимают двухкомнатную квартиру и живут там по три–четыре человека.
— Не совсем понятна взаимосвязь...
— Поясняю. На выездах команда имеет отличные условия для проживания. Приехали, заселились, отдыхай. Ребята могут в спокойной обстановке подготовиться к играм. В Лиде же кто на матрасе на полу спит, кому повезет больше — на кровати. Хоккеист, когда приходит с тренировки, он должен отдыхать, а не думать о бытовых проблемах. А какой там отдых, если в одной комнате живут по три человека».

Первое, что приходит на ум после прочтения, — гениальный поэт Высоцкий: «На тебя, отраву, деньги словно с неба сыпались, крупными купюрами, займом золотым...» Да, были времена, когда скакунов в наших хоккейных конюшнях кормили отборным овсом, а попоны на них надевали прошитые золотыми нитками. Но эти времена прошли. Слава богу.

Нет, я не ехидничаю. Мне даже искренне жаль бедных хоккеистов, которые спят на полу, ютясь по трое в одной комнате. Как студенты. Но если это и правда мешает им побеждать, то, видимо, таков уровень этих хоккеистов.

К хорошему привыкаешь быстро. Раньше хоккеисты имели возможность менять клубы из года в год, кочуя по командам и в каждой получая зарплату выше среднестатистической по стране раз в десять. При этом для сборной абсолютное большинство из них не представляло никакого интереса. Но в хоккей при этом (вернее будет сказать, не в хоккей, а в клубы) вливались деньги, а спрос рождал предложения. Аномальная ситуация, которая привела к полному краху детских школ. Растить и воспитывать юных хоккейных звезд при таком положении вещей не имело никакого смысла. Гораздо проще было «взять все и разделить». Что с успехом и делали.

Нынешняя ситуация выглядит печальной лишь на первый взгляд. Деньги закончились, краник перекрыли. Но для чего существует чемпионат Беларуси по хоккею? Для зарплаты? Долгое время все действительно жили по принципу Винни–Пуха, который искренне полагал, что мед существует для того, чтобы он его ел. Ледовые дворцы в городах построены не для того, чтобы в них играли во что–то похожее на хоккей взрослые дяди и получали за это большие деньги. Не в этом мне видится их основное предназначение. А в том, например, чтобы в них работали детские школы. А показатель этой работы — количество воспитанников в профессиональной команде.

Снова осыпать хоккеистов золотым дождем, чтобы они катали по льду вату? Какой в этом смысл? Бедным хоккеистам негде жить и поэтому они проигрывают? Это печально. Но, отбросив ненужную дипломатию, давайте задумаемся: чьи это проблемы? Мои? Нет. Дяди Пети из ЖЭСа? Нет. И не тети Вали из обувного. Это проблемы, во–первых, самих хоккеистов; во–вторых — клуба. Возможно, в некоторой степени города Лида. Если хоккеиста что–то не устраивает, то пусть меняет команду. Хорошего игрока нынче с руками оторвут и денег дадут столько, что на тележке не увезти. Если не дают пока — работай. Нет желания тренироваться — ищи другой вариант заработка. Думаю, буду не сильно далек от истины, предположив, что белорусский хоккей не сильно потеряет от того, что кто–то из этих ребят вдруг решит закончить карьеру. Хэнлон, а вместе с ним и многотысячная гвардия болельщиков навзрыд уж точно не заплачут. А в строительной отрасли у нас дефицит кадров. И платят хорошо. И общежития, говорят, дают.

Знаю, что, высказав подобные мысли, рискую навлечь на себя гнев праведный. Многие будут негодовать и возмущаться, дескать, редиска автор, нехороший человек. Поэтому осмелюсь подкрепить свои слова воспоминаниями Александра Медведя. Надеюсь, авторитет трехкратного олимпийского чемпиона никто под сомнение не поставит:

«Помню, было у нас общежитие. У парка Челюскинцев располагалось. Комендантом там служил человек по кличке Беня, и хоромы эти мы называли «Беня–люкс». Что это был за клоповник, словами вам не передать, я как вспомню, меня до сих пор в дрожь бросает! Спать в нем было решительно невозможно, клопов было столько, что, казалось, они со всего города в Бенины апартаменты сбежались, чтоб кровушкой спортивной поживиться. Свет ночью зажжешь — аж кишит все! А у меня кожа такая, что от любого укуса сразу волдыри большие вскакивали. Так и ходил опухший, будто в улье ночевал, а не в общежитии для спортсменов. Дошло до того, что на ночь я оставался на улице, на лавке спал. Деваться было некуда, да и время для всех было трудное... Как думаете, согласилось бы нынешнее поколение спортсменов в таких условиях себе дорогу к Олимпу прокладывать?»

Скажете, то были другие времена? Да, другие. Но дело не во временах. В людях.


Советская Белоруссия №214 (24351). Четверг, 14 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter