В споре рождаются правила

Что ждет нынешних абитуриентов?
Что ждет нынешних абитуриентов?

Осталось всего несколько месяцев до конца учебного года. Выпускники волнуются, не зная, что их ждет на вступительных испытаниях в вузы. Проект новых правил приема по–прежнему вызывает споры.

Каждый год правила меняли, пытаясь найти золотую середину. И вроде бы нашли. Вступительная кампания–2005 прошла довольно спокойно, после чего решили: правила приема можно сделать долгосрочными, чтобы школьники заранее (за 2 — 3 года) знали, к чему готовиться. Что ждет нынешних абитуриентов?

По новому проекту платное тестирование с выдачей сертификатов отменяется. Выпускники сдают традиционные экзамены в школе, после чего начинается бюджетное тестирование. Абитуриенты имеют право сдавать только три теста и каждый — только один раз. Экзамены и зачисление будут проходить одновременно во всех государственных и частных вузах, кроме «силовых» и «творческих». С одной стороны, поступающему придется осознанно выбирать университет и специальность, а не метаться между учебными заведениями. И это вполне соответствует идее профильного обучения. С другой — у абитуриента останется лишь один шанс поступить на бесплатную форму обучения. Впрочем, в большинстве вузов вступительные экзамены отменяются, зачислять же станут по результатам централизованного тестирования. Значит, уже на этапе подачи заявления будет ясно, кто попадает в число студентов–бюджетников, а кому баллов не хватает. «В любом случае у каждого выпускника будет пять лишних минут, чтобы забрать документы и подать их на другой факультет или в другой вуз, где конкурс меньше, — считает первый проректор БНТУ Владимир Соломахо. — А вот приемным комиссиям в последние дни придется работать, как всегда, в авральном режиме, поскольку абитуриенты до последнего момента будут бегать из вуза в вуз, изучая конкурсы».

Четвертая же вступительная оценка (средний балл аттестата), по мнению заместителя министра образования Казимира Фарино, не только вернет былую значимость документу о среднем образовании, но и заставит школьников уделять внимание всем предметам, а не трем экзаменационным. «Правда, тогда теряется смысл профильного обучения на старшей ступени, — считает член парламентской Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Александр Шатько, в прошлом директор гомельской гимназии. — Средний балл аттестата тех, кто учился в обычном классе и, скажем, в классе с углубленным изучением предметов, не отражает настоящей цены полученных знаний. Ведь хорошие оценки в средней школе легче получить, чем в гимназии или лицее. В итоге отметки будут завышаться, особенно по тем предметам, которые выпускнику не нужно сдавать при поступлении. А контролировать каждого учителя просто невозможно».

Возможностей поступить вне конкурса по проекту правил тоже стало меньше. Во–первых, новые требования к льготникам: оценки по экзаменационным предметам в аттестате должны быть не ниже 6, а на вступительных испытаниях — не ниже 4. Во–вторых, на «международные отношения», «правоведение» и медико–фармацевтические специальности внеконкурсного зачисления вообще не будет.

— Конечно, чтобы лечить других, врач сам должен быть здоровым, — говорит ректор БГМУ Павел Беспальчук. — Но даже не это главное. А то, что льготники не выдерживают напряженной учебы: в этом году после первого курса мы отчислили за неуспеваемость 8 студентов из 36 поступивших вне конкурса. (Но ведь мы приняли их, отказав другим! Льготники поступали с общим баллом трех сертификатов — 91, а ребята, набравшие 210 баллов... не выдержали конкурс.) Из оставшихся, едва им исполнилось 18 лет, 20 человек получили III группу инвалидности (т.е. фактически они имели преимущественное право на зачисление лишь при равном количестве баллов), а 7 — вообще были признаны совершенно здоровыми. Для них эта льгота послужила лазейкой.

Пока неясно, каким будет третий экзамен в вузе. Например, в академиях музыки и искусств, а также в университете культуры творческое испытание состоит из трех этапов, планируется, что оценку выставят за каждый. Итого можно набрать 20 баллов на тестировании и еще 30 баллов — за творчество. «Раньше творческий экзамен был первым и основным, на нем отсеивались большинство абитуриентов, а в прошлом году получилось, что решающую роль играли сертификаты, — говорит ректор БГАИ Ричард Смольский, — и даже если человек очень талантлив, он мог запросто не пройти по конкурсу из–за плохих отметок по языку или истории. Надеемся, в новом году ситуацию удастся исправить. Потому что грамотности студента мы сможем научить, а вот талант — от Бога».

Мнение по поводу

Владимир Зданович, председатель парламентской Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу:

— Изменение правил посередине учебного года идет вразрез со всеми педагогическими принципами. На мой взгляд, предстоящую вступительную кампанию целесообразно провести по старым правилам, а новшества отложить до сентября.

Вопрос «СБ»

Почему отменили платное тестирование

Начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета госконтроля Анатолий Морозевич:

— Незачем давать абитуриентам по 5 — 6 попыток сдавать экзамены. Платное тестирование было введено для того, чтобы люди привыкли к новой форме испытаний. Но теперь проводится репетиционное тестирование, продаются сборники тестов, есть много возможностей потренироваться и проверить свои знания. А платное тестирование лишь растягивает вступительную кампанию на полгода. С апреля по сентябрь страна сдает экзамены — это ненормально! Вступительная кампания — это система отбора талантливых ребят, а не распределение всех желающих получить высшее образование, причем — подчеркну — любое образование. Сегодня он географ, завтра — литератор, послезавтра — экономист. У абитуриентов уже сформировался принцип: все равно, куда, лишь бы поступить. Так нельзя.

Заместитель министра образования Казимир Фарино:

— Из–за платного тестирования всю весну выпускники пропускают уроки в школе. Четвертая четверть была фактически вычеркнута из учебного процесса. Я считаю, что школьники должны спокойно окончить школу, сдать экзамены, получить аттестат, а потом уже думать о вступительных экзаменах. А централизованное тестирование, на мой взгляд, не должно заменять выпускные школьные экзамены. Это ранжирование всех учащихся по 100–балльной шкале, а не итоговая оценка учебной деятельности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter