В списках Интерпола значатся

Каждая третья машина на дорогах Минской области имеет криминальную биографию…
Машины угоняются. Машины «перебиваются». Машины перепродаются и приносят хорошие деньги. Циничный и неопровержимый закон автомобильной преступности. Обо всех тонкостях этого «серого», пропахшего краской и газосваркой бизнеса довелось узнать в рейде, который проводили на днях сотрудники ГАИ Миноблисполкома. Автомобильное «тавро» …Дзержинская развязка выбрана не случайно. «Приливы» и «отливы» движения здесь непредсказуемы и подчиняются каким-то своим, внесуточным ритмам. Семь утра – а через перекресток во все стороны горизонта уже мчатся шумные механические караваны. Наш бело-синий «опелек» прячет проблесковую «голову» за снежной горкой у дороги. Второй уходит на дальнюю точку по трассе. Можно начинать… Жезл рисует в пространстве дугу – и прижимает к кювету зеленый «пассат». Выверенным движением инспектор Павел Дурейко отслаивает краску вокруг чеканки цифр, обнажая скрытые, взявшиеся ржавчиной сварочные швы. Сомнений практически нет – номер под капотом «вварен». Для пущей уверенности проверяем еще две «болевые точки»: стойку и багажник. Заводские идентификационные наклейки в обоих местах аккуратно удалены и закрашены. А это значит, кузов – совсем от другого авто. Водителя просят к машине ГАИ. Понимая, что сейчас самое время потерять терпение, он вежливо грубит в ответ и все повторяет, что далеко не последний человек в районе… «Не последний человек в Дзержинском районе» сидит на заднем сиденье «опеля» и пишет сохранную расписку: на время проверки «пассат» нельзя ни продавать, ни видоизменять. Иначе – статья. Теперь «немец» будет отдыхать от трудов праведных в гараже и дожидаться экспертно-криминалистического заключения. Уголовный розыск проверит машину по своим каналам и примет окончательное решение: заводить уголовное дело или нет? …Тонированные джипы и пижонистые иномарки тормозят с вызывающей неохотцей. К ним приходится идти добрый десяток метров, но и водитель, и инспектор заранее знают: найти подвох в машине такого ценового класса практически невозможно. Если авто и впрямь «серое» и тянет за собой криминальный хвост, значит, с ним уже поработали профессионалы-перебивщики. Услуги их недешевы – несколько тысяч долларов. Зато и определить потом ничего нельзя. Во всяком случае, здесь, на дороге, без специальной техники… Без «лица» — Криминальными автостолицами ближнего зарубежья сегодня негласно считаются польский Щецин, литовские Клайпеда и Вильнюс. Девяносто процентов всех «черных» машин идет в Беларусь именно оттуда. Через одну — в картотеке Интерпола, — рассказывает, пока мы отогреваемся в салоне, инспектор по розыску угнанного и похищенного автотранспорта Павел Дурейко. – Если белорусские «самоделки» зачастую определяются на глаз из-за своего низкого качества, то «литву» и «польшу» голыми руками не возьмешь. Даже с приборами подчас приходится попотеть. Тамошние мастера отлично знают нашу технику и, признаюсь, порой просто изумляют виртуозностью исполнения липы… «Варят», в основном, немецкие машины массовых серий. Те, что подешевле и постарше. Уровень сложности средний, работа поставлена на конвейер – поэтому и стоит всего несколько сотен. В Беларуси автомобильный криминал высокого уровня до последнего времени был «прописан» в Барановичах. Здесь группа молодых людей довольно профессионально подделывала свидетельства о регистрации недорогих авто распространенных серий. Отменное качество и полное визуальное соответствие обеспечили «печатникам» богатую клиентуру, однако их быстро «засветили». У задержанных в начале этого года изъят целый арсенал профессиональной печатной техники. Начато следствие. О «страховых случаях» и не только — Среди всех прочих правонарушений и хитростей с автотранспортом это, пожалуй, одно из самых распространенных и, увы, труднодоказуемых. «Страховой случай» — проще говоря, лжеугон, где внакладе зачастую остается добропорядочный покупатель, — объясняет старший инспектор по розыску ГАИ Миноблисполкома Александр Федоров. – Все предельно просто. Покупатель из Минска приезжает в Берлин и ищет по специальным каталогам машину, давно уже выставленную на продажу, но все еще не купленную. Связывается с владельцем и предлагает выгодную сделку. Немец продает автомобиль за полцены и ждет, пока вояжер пересечет границу, зарегистрирует и продаст машину. Только затем он заявляет в полицию об угоне и… спокойно дожидается положенной страховки. Вот и получается: еще вчера вы покупали вполне нормальную, «чистую» машину, а сегодня она уже числится в базе данных Интерпола как угнанная. Немец – при компенсации и авансе, перекупщик – при барышах, вы – на штраф-стоянке Госавтоинспекции. Несколько месяцев разбирательств и переписки с немецкими властями. Итог, как правило, неутешителен: в техпаспорте делается запись «В розыске Интерпола». Теперь ваша машина до конца дней своих невыездная даже в Украину… — Чтобы хоть как-то помочь добросовестным покупателям, попавшим в подобную ситуацию или купившим транспортное средство с уже видоизмененным номером кузова, Совет Министров принял постановление о регистрационной деятельности на территории Беларуси. Что же получилось на практике… Раньше судьбу «перебитых» и «вваренных» машин решала ГАИ. И решала довольно жестко: в регистрации этих заведомо криминальных автомобилей мы чаще всего отказывали. Зато и выявляли их сравнительно немного, — рассказывает Александр Федоров. – Сегодня же нам предписано только выявлять правонарушения. Дальнейшее разбирательство проводит территориальный орган внутренних дел по месту жительства водителя. И в 98 процентах случаев выносит решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Это значит, мы должны, пусть с ограничениями и оговорками, но зарегистрировать машину. Фактически значит, что, пока не словишь конкретного водителя в гараже со сварочным аппаратом, доказать ничего не удастся. Нам остается только разводить руками и констатировать 30-процентный прирост криминальных машин в области за прошлый год…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter