На вопросы «СОЮЗа» отвечает историк Оксана Солопова

В Союзе уже выросло целое поколение

В год 20–летия подписания договора о создании Сообщества Беларуси и России, трансформировавшегося в Союз, мы решили поговорить с человеком, тесно связанным с этой уникальной на постсоветском пространстве интеграционной структурой. Сегодня у нас в гостях Оксана Солопова, ученый–историк, председатель Региональной общественной организации «Национально–культурная автономия «Белорусы Москвы», член Общественной палаты города Москвы, активный участник строительства Союзного государства.

Оксана Солопова: Белорусы Москвы чувствуют себя частью российского общества.
Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА.

— Оксана Вячеславовна, насколько я знаю, вы весьма занятой человек — заместитель декана истфака МГУ, руководитель лаборатории истории диаспор, лекции, студенты, аспиранты, научная работа, общественная... Остаются ли силы и время еще и на Союзное государство?

— Все перечисленное можно назвать просто любимым делом. Да, мне приходится совмещать профессию историка, административную и общественную работу, но все это в равной степени важно и значимо, а значит, не может отяготить. Так что сил хватает на все.

Тем более что тематически вся эта деятельность связана напрямую с изучением российско–белорусских отношений, белорусской истории и истории белорусской диаспоры, а следовательно — с Союзным государством...

— Какое место в вашей жизни занимает руководство московской белорусской автономией?

— РНКА «Белорусы Москвы» я возглавила недавно, и это, поверьте, большая честь. Не могу не сказать слов благодарности своим землякам, членам автономии, за оказанное доверие. За пятнадцать лет своего существования Национально–культурная автономия «Белорусы Москвы», особенно в период предыдущего руководства ею Сергеем Львовичем Кандыбовичем, стала реальным, исключительно очень активным участником российско–белорусского гуманитарного сотрудничества и площадкой, которая позволяет поддерживать и популяризировать белорусскую культуру и язык в Москве. Теперь я несу ответственность за столь ярко и достойно зарекомендовавшую себя негосударственную общественную организацию столицы России.

— Как коррелируется работа автономии с работой московских властей?

— Начну с того, что белорусы, проживающие в Москве, чувствуют себя в равной степени частью российского общества, частью сообщества москвичей, причастность к Беларуси и при этом стремятся сохранить свою национальную самобытность национально–культурной деятельности. А что касается корреляции, то замечу, что белорусская автономия принимала участие в обсуждении Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года. Нас пригласил Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма столичной мэрии, который поддерживает и создает условия для комфортной реализации всех чаяний московских белорусов.

— Две недели назад мы отметили 20–летие со Дня единения народов Беларуси и России. Какими видятся вам итоги?

— С одной стороны, 20 лет — это период, за который выросло целое поколение. С другой — ничтожно малый по историческим меркам. Тем не менее он позволяет давать оценку проекту Союзного государства. За прошедшие годы был сформирован общий бюджет Союзного государства, созданы условия развития ряда отраслей экономики, в особенности в промышленности и сельском секторе. Разрабатываются совместные научные программы и уже используются совместные научно–технические достижения. Сформировано, помимо экономического, единое миграционное, социальное и информационное пространство. Осуществляется сотрудничество в гуманитарной и военной сферах...

— Что получили вы лично?

— Не только я, любой из нас может видеть и чувствовать реальные достижения межгосударственного союзного сотрудничества: отсутствие границ, равные социальные условия для граждан... И я категорически не согласна с теми критиками, которые считают, что интеграция идет слишком медленно или что Союзное государство себя к настоящему моменту не оправдало. Это, без сомнения, успешный проект.

— Но вернемся к «Белорусам Москвы». 

Что лежит в основе общности: ностальгия, единая культурная и языковая среда или...?

— Полагаю, от ностальгической составляющей мы постепенно и неизбежно уходим. Совсем другое дело — общая история, которая неизбежно связывает наши страны. Культурные и духовные аспекты близки русским и белорусам всех возрастов. Мы — белорусы — одинаково хорошо говорим на русском языке, большинство нас исповедуют православное христианство. Мы, в конце концов, славяне. Знаете, члены белорусской диаспоры, и те, кто родился в Беларуси, и те, кто имеет белорусские корни, но родился в России, чувствуют глубокую духовную и историческую связь между нашими народами по обе стороны, пусть условной, но все–таки границы Союзного государства. Чувствуют они и наше особое единство. Мы близки друг другу, да! Но эту близость нельзя воспринимать как данность, ее надо лелеять, поддерживать и развивать. Развивать как в рамках межгосударственных проектов, так и гуманитарных. В белорусской диаспоре России и в московской, в частности, это понимают, чувствуют и системно занимаются инициацией и реализаций соответствующих проектов. Замечу, что и в работе СМИ заключен большой потенциал развития нашего союза, возможно, не до конца реализуемый.

bush@rg.ru

Советская Белоруссия № 69 (24951). Четверг, 14 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter