Портрет Андрея Скоринкина, написанный Алексеем Кузьмичом.
|
Я часто бывал у художника. Мы рассуждали об искусстве, литературе, современной жизни, глобальных проблемах человечества. А через несколько месяцев после нашего знакомства в моем творческом багаже появился сонет «Светоносец», который я искренне, но с небольшим авансом, приурочил к 55-летию моего нового друга.
Еще через несколько месяцев после посещения моего творческого вечера в Академии музыки Алексей неожиданно сделал мне ответный подарок. Он позвонил и бодро произнес: «Андрей, я тебя рисую!.. Надо, чтобы ты пришел и показал мне свои руки, глаза». Сначала я не понимал, зачем позировать, если художник каким-то образом прекрасно справляется и без «натурщика»? Тем не менее решил подъехать.
За основу портрета Алексей взял фотографию, сделанную Ольгой Иваненковой и напечатанную в моей книге «Альфа и омега», которая была издана в 2001 году московской «Ноосферой». Кстати, в этой книге, помимо кузьмичовского предисловия, широко использованы репродукции его картин. Один экземпляр книги, постоянно находившийся на столе в мастерской художника, с закладкой на 305-й странице, где напечатано стихотворение «Светоносец», до сих пор хранит множество отпечатков пальцев живописца.
Портрет был выставлен на его персональной выставке в минском Дворце искусств. Рядом с этой работой висели ушедшие в мир иной, но навсегда запечатленные на холстах деятели культуры: Николай Еременко, Стефания Станюта, Галина Макарова, Виктор Туров, Михаил Пташук, Алесь Адамович… Может, поэтому нашелся посетитель, который задал вопрос живописцу: «А когда жил этот поэт?..»
На этой выставке я еще раз ощутил размах и величие Алексея Кузьмича как художника и мыслителя, но среди сонма мадонн мое внимание привлекла одна: скованная суровыми водами северного моря. Картина называлась «Тонущая Россия». Тема вселенской катастрофы, крушения великой славянской цивилизации волновала нас в равной степени, но методы сопротивления разрушительным процессам у нас не всегда совпадали. Кому много дано от природы, тот подвергается большим искушениям и соблазнам.
В начале двухтысячных я подарил А. Кузьмичу интернетовский сайт, удостоенный третьей премии в номинации «Мадонна» – вслед за сайтами художника Рафаэля и певицы Мадонны. Все свои персональные выставки живописец открывал в белой сорочке с черно-белой бабочкой, подаренной мной. Меня же Алексей Васильевич рекомендовал в качестве члена-корреспондента Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения.
А еще с улыбкой вспоминаю историю, когда я подарил Алексею электрический чайник, потому что до этого чай готовился в алюминиевой миске на электроплитке, которая стояла на двух силикатных кирпичах. И когда именинник распаковал коробку, то чуть было не поставил электрочайник на раскаленную электроплитку. Кузьмич при всей своей крестьянской хватке был большим ребенком.
Мой друг завершил земной путь в день закрытия последней прижизненной выставки, состоявшейся в художественном музее Брестской крепости 31 октября 2013 года. Это само по себе весьма символично. Многие с его уходом осиротели, и я в том числе. Одно утешает. У личностей такого масштаба, как Алексей Кузьмич, является в судьбе только одна роковая дата – дата собственного рождения. А затем наступает Вечность! В этом году 1 июня ему исполнился бы 71 год…
Автор публикации: Андрей СКОРИНКИН