В Шумилино немцы организовали детскую школу, готовившую диверсантов. Кто сейчас помнит об этом?..

12 пущенных под откос вражеских эшелонов, 36 взорванных автомашин, десятки уничтоженных гитлеровских солдат и офицеров - таков далеко не полный послужной список комсомольско-молодежной группы подрывников под командованием Василия Чикова из партизанской бригады имени Короткина.
12 пущенных под откос вражеских эшелонов, 36 взорванных автомашин, десятки уничтоженных гитлеровских солдат и офицеров - таков далеко не полный послужной список комсомольско-молодежной группы подрывников под командованием Василия Чикова из партизанской бригады имени Короткина. Поразительно, но факт: никто из 10 подрывников (лишь четверо дожили до Победы) не удостоился за свои подвиги во время "рельсовой войны" даже медали. Это открытие сделала вернувшаяся в 80-х годах в родную Беларусь участница тех событий Елена Никодимовна Петрова (в девичестве - Пигулевская). Оставшиеся годы она посвятила увековечению памяти товарищей.

- Приехав в Шумилинский район на места боев, я ужаснулась. Все ребята забыты, а крест на могиле нашего комсорга Коли Дударева стоит покосившийся...

Пять лет Елена Никодимовна провела в архивах, по крупицам собирая материалы о боевых действиях товарищей, разыскивала их родных и близких, писала художественно-документальную повесть "За Родину в ответе". Пока, как она говорит, не началась "горбостройка"

: - Михаил Васильевич Подгайный, работавший тогда в ЦК комсомола, прочитав мою рукопись, с ходатайством "опубликовать" направил ее в издательство "Юнацтва". Там она пролежала, пока круто не стала меняться политическая обстановка. "Кому сейчас нужны ваши идеализированные комсомольцы и комиссары? В таком виде это публиковать нельзя!" - заявили мне и вернули рукопись.

Позже выражали готовность опубликовать творение Елены Петровой ЦК БПСМ и в департаменте по делам молодежи. Но обещания так и остались обещаниями.

Единственное, что удалось Елене Никодимовне, так это добиться установки памятника погибшим товарищам во дворе Ловжанской средней школы Шумилинского района. Шестеро ее выпускников составляли "ядро" подрывной партизанской группы. Но и здесь без казусов не обошлось. Собранные первоначально на установку памятника деньги исчезли вместе с комсомолом. "Правда не всегда выглядит так, как этого хотелось бы разным деятелям, - сетует Елена Никодимовна. - Думаю, что в советские годы о нас забыли только потому, что командир нашей группы Вася Чиков десять месяцев провел в немецком плену. Когда он сбежал от немцев, на него было страшно смотреть: кожа и кости. Но именно им, одним из лучших партизанских подрывников, потом гордилась бригада. Его, открытого и веселого парня, любили бойцы. И после его гибели при выполнении задания скупые на похвалы партизаны назвали именем Василия Чикова роту.

О себе Елена Никодимовна, в 17-летнем возрасте оказавшаяся в партизанском отряде, рассказывать не любит

: - Всякое сейчас можно услышать о партизанах. Мол, "грабили, как и немцы". Настоящие партизаны в грабежах никогда не участвовали. Основная масса их состояла из местного населения. Грабить родных? Да кто потом спасет, если в деревню придут фашисты? Каратели, чтобы дискредитировать партизанское движение, сами создавали "партизанские" отряды, наряжали бойцов в шапки с красной полоской и заставляли их бесчинствовать. Встречала я и банды мародеров, которые, не стесняясь, заявляли, что главная их задача - выжить в тяжелое время, а Красная Армия сама разберется с захватчиками. Но какое отношение все они имеют к организованному партизанскому движению?

Две главы документальной повести Елены Петровой - "Война невидимая" и "Юленька-милашка" - посвящены перипетиям идеологической борьбы на оккупированных территориях. В них рассказывается, как немцы и коллаборационисты-подлецы из т.н. "беларускай самапомачi" разбрасывали листовки с призывами к партизанам "выйти из леса ради сохранения жизни своих родных и мира на земле", распространяли слухи о том, что немецкая армия скоро дойдет до Урала. Невидимая война разворачивалась по всем направлениям. Елена Никодимовна вспомнила, что в Шумилино абвер даже открыл детскую шпионскую школу. С двумя ее воспитанниками, один из которых был сыном убитого партизана, она лично встретилась во время выполнения задания

: "Мы заметили, как только разобьем лагерь, появляются немцы. А потом были задержаны двое мальчишек, бродивших в оборванных одеждах. Они выслеживали стоянки партизан и через шпионку, прятавшую рацию в подвале сожженного дома, передавали сведения немцам. Пальто этой шпионки потом спасало меня от холода".

"Совесть заменяет трезвый расчет. Мы за воспитание свободных личностей, освобожденных от нравственных цепей... Глупому самопожертвованию мы противопоставляем нормальное эгоистическое стремление всего сущего на земле - жить! Живи. Никакой жалости ни к кому. Живи так, чтоб тебе было хорошо, до других дела нет..." - эти слова Елена Никодимовна вложила в уста идеолога и руководителя детской шпионской школы Юленьки-милашки. Ветеран уверена, что подобные принципы некоторые люди исповедуют и поныне. Тем более что культ силы нередко пропагандируется с экранов телевизоров, внедряясь в массовое сознание.

А как же тогда коллективизм, взаимовыручка, благородство? Они тоже были, есть и будут - просто нужно найти издателя книги, в которой немало страниц посвящены лучшим человеческим качествам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter