Минск
+8 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26
Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Нет мест, идите в школу». Оставят ли шестилетнего ребенка в детском саду?

В школу идти пока рано, а в саду оставлять не хотят

Мамы и папы дошкольников рано или поздно озадачиваются вопросом – в шесть или в семь лет отдать ребенка в первый класс? И если одни родители самостоятельно решают, оставить малыша в детском саду или отправить за парту, то другие могут услышать: «В группе мест нет, пора в школу».

Рисунок Анатолия Щеголева.

С такой ситуацией столкнулась и минчанка Елена, о чем написала в письме в редакцию: 

«В июле моему ребенку исполнится шесть лет. Хотела бы оставить его в детском саду еще на один год, так как он часто болеет и пока не готов к школе психологически. Несколько раз по этому поводу подходила к заведующей, спрашивала о возможности продлить срок нахождения в детском саду. Руководитель уверяла, что все в порядке, проблем не возникнет, и посоветовала зайти в феврале. Когда я пришла в назначенное время, чтобы написать заявление, заведующая сообщила, что мест нет и ребенка в детском саду никто не оставит. Как поступить в таком случае?» 

В разговоре Елена признается, что решение повременить с поступлением в первый класс далось непросто. С одной стороны, ребенок хорошо развит и успешно прошел психолого-педагогическое тестирование, с другой – ему не хватает уверенности в себе, что подтвердили специалисты. К тому же малыш часто болеет – не хочется, чтобы он пропускал уроки и отставал от сверстников. А дополнительный год позволит организму окрепнуть. Свои переживания Елена озвучила заведующей, однако получила ответ, что в школе программа легкая, поэтому «не стоит ставить на ребенке крест». Читательница просит не называть свою фамилию и номер детского сада:

– Почитав форумы и пообщавшись с другими родителями, поняла, что мы столкнулись с типичной ситуацией: в Кодексе об образовании написано, что шестилетние дети могут оставаться в дошкольном учреждении, а в саду говорят обратное. Поэтому хотелось бы получить компетентный ответ.

Письмо с историей мы направили в Министерство образования. Точки над «і» помогла расставить консультант управления дошколь­ного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Любовь Горелова:

– В соответствии со статьей 144 Кодекса об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников, составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению родителей. Таким образом, ребенок, которому на 1 сентября не исполнилось семи лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении, воспитанником которого он является. Для этого не нужно предоставлять в детский сад медицинские справки, заключения педагога-психолога, учителя-дефектолога и другие документы, писать заявление заведующей. Достаточно желания родителей.

– Каким образом формируются группы для таких детей и по какой программе они занимаются?

– Воспитанники шести лет могут быть определены в старшую (от пяти до семи лет) либо разновозрастную (от одного года до семи лет) группы. В них дети осваивают учебную программу в соответствии со своим возрастом: от пяти до шести и от шести до семи лет.

– Что делать, если заведующая отказывается оставлять ребенка в саду, ссылаясь на нехватку мест?

– Отчисление воспитанника осуществляется при наступлении оснований, предусмотренных статьей 79 Кодекса. К ним относятся получение образования, досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, инициатива учреждения образования (в случае длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года), обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося, учреждения образования. Решение об отчислении воспитанника принимает руководитель учреждения путем издания приказа, в котором указывается основание.

До момента приема в первый класс и издания приказа о прекращении образовательных отношений ребенок является воспитанником детского сада и может посещать его на общих основаниях. 

В случае возникновения разногласий между руководителем и законными представителями вопрос решается местным исполнительным и распорядительным органом – управлением (отделом) образования районного или городского исполкома по месту нахождения государственного учреждения образования.

– Много ли детей, достигших школьного возраста, остаются в детских садах?

– Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к школе выполняется в 100-процентном объеме во всех облас­тях и Минске. В нынешнем учебном году учреждения дошкольного образования посещают 7743 ре­бенка от шести до семи лет (1,8 процента от общего количества воспитанников). 

– Как это отражается на приеме малышей в ясли и младшие группы и где наиболее актуален вопрос нехватки мест? 

– В определении в детские сады нуждаются 6284 ребенка дошкольного возраста. Это те, кому не было предоставлено место при первом обращении в местные исполнительные и распорядительные органы. Такая ситуация наиболее характерна для Минской (4287 детей) и Брестской (1457 детей) областей. Соответственно, когда дети в возрасте от шести до семи лет остаются в детском саду, это приводит к переукомплектованности групп. По состоянию на 5 сентября 2018 года в 662 детских садах превышены установленные нормы наполняемости, в 251-м из них – более чем на 40 процентов.

– В каком возрасте чаще отдают в первый класс и на чье мнение родителям стоит опираться, принимая решение?

– В 2018–2019 году к учебе приступили 88 452 первоклассника в возрасте шести лет и младше и 105 563 семи лет. Готовность воспитанника к обучению в школе определяется с учетом результатов педагогической (психологической) диагностики, которая показывает уровень его физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития. Решение о том, когда идти в первый класс, должно приниматься законными представителями с учетом мнения педагогических работников, специалистов учреждений здравоохранения и индивидуальных особенностей развития ребенка.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.33
Загрузка...