В школьной программе есть скрытые резервы

Когда–то президент США Джон Кеннеди с горечью заметил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой»...
Когда–то президент США Джон Кеннеди с горечью заметил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Спустя 20 лет то же самое повторил Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование». США в свое время даже прислали в Советский Союз комиссию для выяснения причин успеха. И руководитель группы по возвращении сделал в конгрессе знаменитый доклад под названием «Что знает Ваня и чего не знает Джонни». Тогда были приняты серьезные решения о реформе американской системы образования и подтягивании ее к «русскому образцу». 30 лет назад и Китай скопировал советскую школьную реформу, а также позаимствовал вузовские стандарты. 

А «страна инженеров и мечтателей», наоборот, стала стремительно уходить в пике: сокращать часы, разгружать школьников, упрощать программу. В советское время школьники учились 6 дней в неделю, а старшеклассники — 44 часа! Наши достижения последних лет: переход на пятидневку, снижение максимальной учебной нагрузки на 20 процентов. Раньше математика была ежедневно, сегодня — 4 часа в неделю, на час меньше физики. Интерес к этим предметам падает вместе с результатами ЦТ: 60 — 70 процентов школьников не набирают больше 20 баллов. 

Почему так? В вузах на физических факультетах первокурсники осваивают то, что 50 лет назад знал каждый десятиклассник! Проблема настолько назрела, что о ней говорят на каждом совещании, конференции и педсовете. Кое-какие предложения уже озвучены. Добавить учебных часов по физике–математике, а также пересмотреть школьные каникулы. Аргумент вообще-тоизвестен: мол, ни в одной стране мира школьники столько не отдыхают, сколько у нас! Так или иначе все сходятся в одном: ситуацию исправлять надо. Как и за счет чего?

РАСПИСАНИЕ НА ИЮНЬ

Один из вариантов — увеличить количество учебных дней до общемировых норм (39 — 40 недель в году). Самый долгий учебный год в Японии и Китае — 260 дней. 230 дней учатся в Германии и Франции, 178 — в Польше, 175 — в Украине. Белорусские же школяры сидят над учебниками лишь 165 дней и дольше всех отдыхают летом. Например, в Китае школьные каникулы длятся месяц летом и месяц зимой. В Европе — два месяца плюс три недели на Рождество и две — на Пасху...

По мнению заслуженного учителя и автора Кодекса об образовании Владимира Здановича, если мы начнем удлинять учебный год, энтузиазма среди учеников и педагогов это не вызовет. Тем более что каникулы с 1 июня по 1 сентября закреплены в Кодексе об образовании, и никто не имеет права его нарушать. «На мой взгляд, нужно еще раз присмотреться к свободной от уроков субботе, — предлагает Владимир Матвеевич. — Ученик обязан в этот день прийти в школу. Учитель — тоже. И во многих случаях и тот и другой думают: «А чем бы заняться?»

Предполагалось, что, разгрузив от учебы школьников, мы улучшим их здоровье. Но кто скажет, что дети стали здоровее? Лишь около 8 процентов учеников оканчивают 11 классов с 1–й группой здоровья. Думали, что суббота станет семейно–школьным днем — не поддержали родители, в результате стали заполнять ее спортивными занятиями, факультативами.

— Но не все ходят, не всем интересно. День получается разбитый, эффекта нет, — констатирует Владимир Зданович. — Так, может, сделать субботу сокращенным учебным днем? От 3 — 4 уроков, по крайней мере, польза будет.

Когда школа переходила на пятидневку, родителями это было воспринято как благо. Но... предполагалось продлить учебу на год. С возвратом на 11–летний срок обучения шестой учебный день не вернули, повышенный и углубленный уровни вообще вычеркнули, а программу ужали так, что в ней не осталось места ни на повторение, ни на анализ ошибок. Сегодня первый закон Ньютона, завтра — второй, послезавтра — третий... Времени на то, чтобы научиться эти знания не просто хранить в памяти мертвым грузом, а активно использовать, не остается.  Чтобы ничего не выбросить из программы, многие предметы были выстроены по линейному принципу: в каждом классе — новые темы. История в 9–м классе заканчивается  1917 годом...

У КОГО ЗАБРАТЬ ЧАСЫ?

Если заглянуть в учебный план старших классов, то на химию, биологию приходится, как и на физику, по 2 часа в неделю, на географию в 10–м классе — два часа, а в 11–м — всего час, на историю всемирную и Беларуси — тоже по часу. Есть ли резервы, чтобы увеличивать часы по физике–математике?

— Просто так в учебный план нельзя что–то добавить или убрать, — говорит начальник научно–исследовательского центра Национального института образования Олег Лисейчиков. — Например, в 7–м классе обязательная нагрузка — 28 учебных часов в неделю, а максимально возможная — 30. Незанятые часы даются ученику на факультативы. В старших классах на занятия по выбору отводится уже до 6 часов в неделю. Объем учебного времени на тот или иной предмет школьник по собственному желанию может увеличить как минимум на 3 часа. Факультативы разработаны для каждого класса и по каждому предмету, обеспечены программами, учебниками для ученика и методическими материалами для учителя. Это большие возможности, которые, к сожалению, пока не реализуются в полной мере.

Кто–то ходит, кто–то на полпути бросает. Это ведь личное дело каждого. Отметки за факультативы не ставят. А в итоге и результат на выходе нулевой. По большому счету, во времени ли дело? 

Почему сегодня факультативы неэффективны? Потому что они никак не засчитываются. За рубежом их программа согласована с вузами и школьники, занимаясь дополнительно, зарабатывают баллы (кредиты), которые учитываются при поступлении. Скажем, изучая математику только на базовом уровне, заработаешь 7 кредитов. А для поступления в технический вуз требуется, например, 12, и эти баллы школьник набирает на дополнительных занятиях. У нас же нередко на факультативах старшеклассники готовятся к тестированию, хоть и называется это «углубленным изучением предмета», а в средней школе — делают домашнее задание. Порой дополнительные занятия срываются: то надо идти на открытие памятника, то во Дворец спорта, где какой–то матч проходит. Не лучше ли эти часы, отданные на свободный выбор учащимся, сделать обязательными уроками? 

БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ

Конечно, найти дополнительный час — не проблема. Как вариант — уроки по физкультуре можно не включать в общую учебную нагрузку по примеру российских школ, ведь, по сути, это занятие по разгрузке ученика. Но при этом сохранить за физкультурой статус учебного предмета. Еще один способ — это вернуться к профильному обучению в старшей школе. При таком подходе количество учебных часов на профильные предметы увеличивается в 2 — 3 раза, а учиться будут на повышенном уровне. Такой подход практикуют все развитые страны, в том числе Россия. Только дело еще и в желании детей.

— Задача учителя — не вкладывать готовые знания, а открыть резерв в ученике, научить добывать информацию самостоятельно, обобщать и анализировать, — уверен заведующий кафедрой педагогики и психологии МГИРО Юрий Загуменнов. — За рубежом другой подход: там школа направляет, а акцент на самостоятельной работе. Я как–то был на уроке истории в школе Дальтона в Нью–Йорке. И там девятиклассники, готовясь по теме Второй мировой войны, пересмотрели–перечитали столько, что даже учитель, доктор наук, слушая ответы, за ними записывал! А у нас даже учителя привыкли конспектировать лекции... Поэтому нужно не только часы и программы менять, но, возможно, и сам подход к обучению.

ГОВОРЯТ УЧИТЕЛЯ

Учитель математики минской гимназии № 41, доцент кафедры высшей математики БГУ Борис Комраков: «Кто не хочет учиться, того и за 10 часов не научишь. А мотивация у современных школьников крайне низкая: зачем учить, если можно и так поступить?  Раньше, когда были экзамены, поступающие в вуз, получив «двойку», вылетали, даже если оставались незаполненными места. А сегодня 7 баллов... Как можно не набрать их?! На мой взгляд, и 20, и 30 баллов — это не барьер для тех, кто выбрал математическую специальность. Все–таки нужно вернуть понятие профильного предмета, по которому проходной балл должен быть выше, чем по остальным. Либо удваивать его значение, как и предлагалось в проекте новых правил приема. Возможно, это будет дополнительным стимулом для ребят».

Учитель математики СШ № 19 Минска Александр Фельдман: «Я изначально предупредил своих учеников и их родителей, что три факультатива по моему предмету должны посещать все. В этом плане я категоричен: без должных знаний математики не будет хороших учителей, инженеров, врачей, рабочих. Известный польский математик Гуго Штейнгаус сказал так: если двум людям поручить выполнить работу, с которой они не знакомы, но один из них математик, а другой — нет, то математик ее сделает лучше. Дополнительный час нужен хотя бы для решения задач. Потому что сегодня их решать некогда».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter