Председатель Лельчицкого райисполкома: «В сельском хозяйстве чудес не бывает»

«В сельском хозяйстве чудес не бывает»

Председатель Лельчицкого райисполкома Михаил КОМОК ответил на вопросы «СГ»
ПО ИТОГАМ работы за первый квартал 2015 года один из самых отдаленных полесских районов вышел на второе место в Гомельской области по темпу роста производства молока — 124 процента. А это плюс две тысячи тонн и 9,2 миллиарда рублей. Да и по производству мяса крупного рогатого скота местные аграрии в десятке лучших.

Как здесь научились отвечать на природные и экономические вызовы, когда начнется строительство Полесской железной дороги, почему в районе нет традиционного для сельской местности кадрового голода? 

На эти  и другие вопросы «СГ» отвечает председатель Лельчицкого райисполкома Михаил КОМОК.

— Михаил Васильевич, район — не только самый южный в области, но еще и самый большой в республике. Думаю, справляться с таким хозяйством непросто? 

— Да, площадь района 322 тысячи гектаров. Почти 70 процентов ее занимают леса и кустарники, плодородной земли и пашни у нас маловато. И контурность полей небольшая, что увеличивает расходы и влияет на себестоимость продукции. Сельхозугодья едва превышают 25 баллов. Кстати, знаете, как расшифровывается слово «полешук»? Оно значит «поле шукаў». И правда, найди попробуй тот клочок пахоты среди непролазных кустарников. Поэтому ставку сделали на три фактора: селекцию, корма и технологии. Прибавили и в растениеводстве. В прошлом году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур увеличен почти на 13 тысяч тонн, рост — 155 процентов. На полторы тысячи голов увеличилось поголовье крупного рогатого скота. В этом году планируем выйти на средние надои в пять тысяч килограммов от коровы. 

— Без высокопрофессиональных кадров здесь, как я понимаю, не обойтись…

— У нас нет недостатка в специалистах по всем направлениям, укомплектованность стопроцентная. Ежегодно к нам прибывают десятки молодых специалистов: педагоги, медики, агрономы, зоотехники. В райисполкоме внимательно вслушиваются в их проблемы и пожелания. Конечно, в плане организации досуга нам трудно конкурировать с крупными городами. Мы понимаем, что не сможем построить у себя ледовый или водный дворец. Зато у нас есть прекрасный городской центр культуры, дом ремесел, автоклуб, центр для детей и юношества. Традиционным стал и региональный фестиваль песенного искусства «Гэты дзіўны спеў з глыбінь народных». В этом году в конкурсной программе фестиваля приняли участие около 300 самодеятельных артистов из девяти полесских районов. Словом, после работы отдохнуть тоже есть где. А наша как власти не последняя по значимости задача — сохранить устои и то отношение к жизни, которые складывались веками. И не только сохранить, но и передать молодежи. Мы должны смелее заглядывать в будущее. Четко понимать, что  сегодня сельское хозяйство не просто уклад жизни населения на определенной территории, это агробизнес. И выигрывает в нем тот, кто правильно расставит акценты. Например, что сегодня молоко? Три четверти экономики любого хозяйства. Положительная рентабельность и прибыль. А на мясе выйти на такие показатели гораздо труднее, в иных случаях невозможно. Это я к тому, что в сельском хозяйстве чудес не бывает, есть свои законы и логика развития.

— Знаю, что основной принцип вашей работы — высокая исполнительская дисциплина…

— Не исключающая творческого подхода к делу. И, конечно, принцип обязательности: сказал — сделал. А учитывая, что в центре внимания местной власти люди, то сделай так, чтобы качество их жизни улучшилось и на местах это почувствовали. Но, к сожалению, труд на селе так и не стал привлекательным, престиж села еще не таков, чтобы молодые специалисты приходили сюда с удовольствием и задерживались надолго. 

Что необходимо сделать? Во-первых, обязательно закрепить на государственном уровне за сельчанами право на обязательные еженедельные выходные дни. Я считаю полумерой, когда вопрос предоставления выходных решается на местах. Уборочная страда — это святое, тут все понятно. А вот во все остальные периоды, думаю, мы в состоянии это сделать.

Во-вторых, необходимо пересмотреть подходы к начислению заработной платы специалистам села. Если человек зарабатывает намного больше, «катаясь» в Польшу, чем за рулем трактора, как его можно убедить работать в сельхозорганизации? Только одним — уровень зарплаты в аграрном секторе должен быть на порядок выше, чем сегодня. 

— Но откуда быть высоким заработкам, если, скажем, итог деятельности предприятия — сплошные убытки?

— Добиться высокого производства сельхозпродукции можно лишь при наличии у людей заинтересованности. Можно вспомнить старые добрые советские времена, когда в колхозах по итогам работы за год выплачивали тринадцатую зарплату. И она была приличная.

— Семьдесят процентов территории района занимают леса, было бы верно по-хозяйски эффективно распорядиться таким богатством!

— Именно так и стараются работать два наших лесхоза и более 10 частных предприятий. Основными потребителями на внутреннем рынке являются Мозырский ДОК, ОАО «Житковичилес», но большая часть уже обработанной продукции реализуется на экспорт, в том числе и в страны дальнего зарубежья. В будущем намечено размещение деревообрабатывающего производства с полным циклом выпуска готовой продукции, а это в первую очередь высокая добавленная стоимость и реальный доход в районный бюджет.

А еще у нас леса, как нигде, богаты грибами и ягодами. Ежегодно на территории района 70—80 субъектов хозяйствования закупают дикоросы. Ягод около 1,5 тысячи тонн в год, грибов — до тысячи. В ООО «Грибная поляна» действует цех  па заморозке дикорастущей продукции. Такой же строит частное предприятие «Айтера». Замечу, за 2014 год 57 процентов консолидированного бюджета района сформировано за счет поступлений от субъектов негосударственного сектора экономики. У нас около 330 индивидуальных предпринимателей, десятки частных предприятий, в том числе 17 фермерских хозяйств.

— Есть ведь еще и месторождения полезных ископаемых. Как ведется их освоение, имеются ли здесь проблемы?  

— Наш край иной раз называют белорусским Руром, сравнивая его с богатейшей областью Германии, ставшей одной из наиболее успешных инвестиционных площадок Европы. Район входит в состав промышленно-технологического парка «Полесье-Лельчицы» и по территории занимает 27 процентов его площади.

Видимо, многим известно, что в районе открыто месторождение облицовочного камня. Его называют «Карьер Надежды». Имеющихся запасов гранита хватит на 200 лет. 66 миллионов кубических метров составляют запасы месторождения строительного камня «Глушкевичи». Есть два месторождения бурого угля — «Тонежское» и «Лельчицкое». В первом предварительно разведанные запасы оцениваются в 21,4 миллиона тонн, во втором  около 250 миллионов тонн. Наш бурый уголь приближен к каменному, и в этом его ценность. А еще добавим к этому бентонитовые глины, формовочные пески…

— И, безусловно, сапропели…

— А как же… Их добычей уже несколько лет занимается Лельчицкий агросервис. В сапропеле практически вся таблица Менделеева. Мы закупаем за границей премиксы, а здесь они созданы самой природой и лежат в прямом смысле слова под ногами.

Скажу, что в области по запасам сапропеля и торфа Лельчицкий район занимает первое место. На его долю приходится 22 процента имеющихся залежей. Это ценнейшее удобрение добывают в осушенном озере Приболовичи, площадь которого 680 гектаров. По расчетам ученых всего здесь около 225 миллионов кубов торфа и сапропеля. Кстати, на базе Лельчицкого агросервиса реализуется инвестиционный проект по производству биологически активных витаминизированных кормовых добавок для скота на основе этого природного удобрения. Прибавка при тех же кормах и условиях содержания животных 15—20 процентов. Первая очередь уже введена в эксплуатацию, на реализацию второго этапа выделено 9,5 миллиарда рублей.

— Лес, камень, сапропель, бурый уголь есть. А вот железная дорога пока в проекте. Известно, что Президент поручил проанализировать возможности ее строительства. Что делается в этом направлении и каким, на ваш взгляд, может быть экономический эффект от новой полесской ветки?

— Для нашего района это вопрос, можно сказать, стратегический. Ведь, скажем, до ближайшей железнодорожной станции Ельск 80 километров. Строительство пути все еще в стадии рассмотрения. По плану его протяженность почти 122 километра. Предусматривается возведение большого моста длиной 390 метров через реку Уборть, 25 средних мостов, в основном через сеть мелиоративных каналов, и двух путепроводов, один из которых автодорожный.

 Конечно, затраты солидные. Но ведь речь идет о создании транспортной инфраструктуры не только нашего района, а всего полесского региона. С учетом перспектив его развития, в связи с освоением вновь открытых месторождений, строительство железнодорожной ветки обязательно окупится. Сейчас продолжаются изыскательные работы. Через полтора-два года будет принято конкретное решение.

— Заметил, что Лельчицы, да и весь район, в последние годы значительно изменились и обновились. Невозможно не заметить благоустроенные улицы, порядок на придорожных территориях, ухоженные агрогородки.

— Главное — это осознание людьми того, что никто за нас порядок на земле не наведет. Здесь живут порядочные, трудолюбивые полешуки. И в том, что они сегодня ездят на хороших автомобилях, живут в уютных домах и квартирах, только их заслуга — заработали своим трудом. Сегодня наши земляки смело берут кредиты, активно строятся, улучшается демографическая ситуация. Есть семьи, где уже по четыре-пять детей. Значит, растем и развиваемся!

— Спасибо, Михаил Васильевич, за интересное и откровенное интервью!

shevko@sb.by 

Фото из архива Лельчицкого райисполкома
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter