В Санкт-Петербурге завершился VII Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой

Какое все же благо интернет!  Посмотришь трансляцию на Youtube и получаешь полное представление о событии на другом конце света. Смотришь и видишь, как 9-летний мальчик заливается слезами от страстного желания победить. Как другой 9-летний мальчик, прежде чем получить из рук жюри третью премию, галантно раздает его членам подарки в пакетиках, а третий 9-летний мальчик изо всех сил корчит из себя Пласидо Доминго. Как 12-летняя девочка, очень зрелая для своих лет, перед выходом поправляет помаду. Как срывается у кого-то верхняя нота, а кто-то, наоборот, уверенно проводит сложнейшую арию с начала до конца и только потом бледнеет от испуга.

Слева направо: директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова, член жюри народная артистка России и Украины Лариса Гергиева, лауреатка первой премии в старшей возрастной группе Юлиана Ашурова (16 лет, Астрахань - Москва), член жюри народный артист Грузии Паата Бурчуладзе, директор Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой Наталья Игнатенко.

Удивительно, но даже на сайте конкурса пока нет имен победителей.

Но прежде чем их назвать, расскажу о конкурсе, придуманном когда-то Еленой Образцовой. Идея гениальна и проста: чтобы оперные певцы как можно раньше выходили на рынок, нужно начинать их обучение и отбор с самого раннего детства.

В зале во время прослушивания

Кому сейчас нужен 40-летний Ленский, 45-летняя Татьяна, Снегурочка 60-го размера и престарелая Джильда? А ведь именно так получается, если певец по советской традиции начинает обучение в 18 лет.

Торжественный момент награждения

В СССР считалось, что этот возраст и есть тот предел, раньше которого есть риск повредить голос. Но известно, что 200 лет назад звезды бельканто начинали свой путь очень рано. Полина Виардо дала свой первый большой концерт в 16 лет, а в 18 дебютировала в сложнейшей партии Дездемоны в опере Россини «Отелло». Ее старшая сестра Мария Малибран впервые выступила с родителями на сцене в 6-летнем возрасте, а в 17 лет дебютировала в роли Розины в «Севильском цирюльнике».
Оргкомитет и жюри

Но это девочки. А у мальчиков непроходимый возрастной барьер – мутация. Любое пение в это время по медицинским нормам категорически запрещено!

Наталья Игнатенко с лауреаткой второй премии
Соной Искендерли, 17 лет, Азербайджан
Наталья Игнатенко с лауреатом первой премии
Мишей Гуляевым и его мамой Екатериной
А тут впервые в жизни я услышала, как 15-летние мальчики поют ломающимися, странными, напряженными голосами. Еще минута подобного пения – и разразится катастрофа!
Но слишком высоки ставки, слишком велико желание быть «впереди планеты всей» не только «в области балета», но и в опере, и вообще в классическом искусстве, и это России пока удается. Отчасти за счет вкладываемых средств, отчасти за счет невероятного энтузиазма. Недаром же среди 169 участников конкурса (эту цифру назвала в своей речи директор Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой Наталья Игнатенко) подавляющее большинство из стран СНГ, в основном из России.

Наталья Игнатенко с лауреаткой третьей премии Ариэль Барил (США) и ее мамой Маргаре

Участие в детском конкурсе подобного формата – недешевое удовольствие. Вступительный взнос 5000 российских рублей, плюс 3000 – оплата услуг концертмейстера. Плюс проезд, проживание, питание, концертная одежда – в условиях конкурса специально оговорено, что девочки, независимо от возраста, должны быть в настоящих концертных платьях, а мальчики во фраках или смокингах. На многих девочках, кроме роскошных нарядов, были еще и бриллианты…

Хотя какие там девочки! Большинство участниц в средней (12-14 лет) и особенно в старшей (15-17 лет) группе намного выше ростом, чем тети из жюри, и смотрятся настоящими взрослыми примадоннами.

Юлиана Ашурова, Паата Бурчуладзе, Наталья Игнатенко

У кого-то из детей были спонсоры. 10-летнего Сергея Кротова из Нижнего Новгорода профинансировал депутат местного законодательного собрания, а потом еще лично приехал на церемонию награждения, чтобы вручить мальчишке учрежденный им приз.

Но тем не менее были на конкурсе и яркие выступления, и многообещающие голоса. Особенное впечатление произвела на меня 17-летняя лауреатка второй премии Клара Семенцова из Сочи, с блеском исполнившая сложнейшую арию из оперы Доницетти «Дочь полка». Такую певицу сразу можно брать в любой театр.

Все флаги в гости к нам

А главной сенсацией конкурса стал 9-летний Михаил Гуляев из Московской области, который по-шаляпински спел «Эй, ухнем». Ему дали первую премию, а член жюри, народный артист Грузинской СССР Паата Бурчуладзе, вручая ему свою личную награду, сказал: «Я верю и надеюсь, что этот мальчик станет продолжателем великой русской традиции басов».

«А как же белорусские участники конкурса?» – спросите вы.

Они не добрались даже до стадии жеребьевки. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь наши педагоги и дети тоже научатся одержимости.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter