В саду и огороде

Цветы вашего дома
Цветы вашего дома

Даже самый маленький цветник — предмет особой гордости любого дачника, свидетельство его пристрастий и вкуса, знаний и кропотливого труда.

А каким должен быть этот цветник? Как найти ему в саду точное место? Какие выбрать для него цветы? И как соединить их вместе, чтобы получить гармоничное и единое целое со всеми растениями сада и со всеми сооружениями в нем?

Вот лишь некоторые вопросы, которые возникают не только перед любителем, но и перед знатоком растений, когда он начинает осваивать участок или задумал улучшить уже сложившийся сад. Постараемся найти на них ответы.


Что вам нравится — клумба или рокарий?

Начнем с того, какими бывают цветники. Низкую узкую плотную кайму, как правило, из одинаковых растений называют бордюром. В Европе бордюры чаще всего делают из низкорослого стриженого самшита. Рабатка — шире и пестрее, цветы в ней образуют рисунок, чаще всего орнамент. Растения в таких цветниках обычно низкие, компактные, их так и называют — «бордюрные».

Другой излюбленный прием цветочного оформления — клумба. Она может иметь форму круга, овала, квадрата, прямоугольника, даже многогранника. Обычно располагают ее на 15 — 20 сантиметров выше газона и дорожек, а размещают там, где требуется «цветовой удар», — на пересечении дорожек, в качестве завершения пути, при входе в сад или в дом.

Наиболее трудная в исполнении композиция из цветов — бордер. Это сложный многоярусный цветник. Он составляется, как правило, из разноцветных растений — и летников, и двулетников, и многолетних цветов. Добавьте в него кустарники — и получите миксбордер. Но этот пышный великолепный цветник не для маленьких участков. Ширина такой композиции — от 1,5 до 4 метров, а длина — десятки метров. Бордер призван оформить дорожку либо полосу газона, которая тоже служит для прохода.

Цветы в бордере располагают по высоте: от самых низких, стелющихся — ближе к дорожке, к средним и высоким на заднем плане. Это помогает плавно перейти от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение. Такая компоновка не исключает введения высоких групп цветов среди более низких ближе к переднему плану — для придания остроты силуэту бордера.

Замощенный участок перед домом может украсить так называемый «модульный» цветник. Несколько плит вынимают и заменяют цветами, чаще всего летниками, или контейнерами тех же очертаний.

Один из популярных цветников — рокарий. Кто не знает, что это такое, поясним — композиция из камня с цветами, нередко включающая небольшой водоем. В зависимости от окружения рокарий может иметь свободные очертания, а может быть вписан в террасы, ограниченные четкими линиями подпорных стен. Цветы, размещенные в карманах и нишах, оставленных в таких стенах, составят эффектный «вертикальный» цветник из ампельных растений.

Цветы в вазах или подвесных кашпо нередко заменяют трудоемкий цветник, так же, как миниатюрные композиции в плошках или в кусках туфа при входе в дом или на веранде. К примеру, засохшее дерево можно спилить на небольшую высоту и выдолбить в пне углубление для ампельных цветов. Оригинальные цветочницы создают из ивовых прутьев или длинных полос упругой фанеры, переплетая ими забитые в грунт колышки. Стенки таких корзин без дна выстилают полиэтиленовой пленкой. Даже дырявые бочки или колеса старой телеги можно приспособить вместо дорогих вазонов.


Ошибка первая, вторая, третья...

Каждый участок земли имеет свои сильные и слабые стороны. В старом саду с высокими деревьями и на вновь осваиваемом участке, открытом солнцу, болотистом или холмистом, условия для цветника окажутся далеко не равными.

Хотелось бы предостеречь сразу от некоторых ошибок. Первая из них — это желание как можно больше места занять цветами. Для малого сада как нельзя точно подходит выражение «лучше меньше, да лучше»: безудержное изобилие даже самых красивых растений может только повредить общему впечатлению.

Цветы — сильнейшее средство, помогающее подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, разнообразить и украсить весь сад. Плохо, когда они рассеяны повсюду или высажены в случайных местах. Поэтому в первую очередь досконально изучите свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива — подходит ли все это цветнику вашей мечты.

Во–вторых (а может быть, и «в–главных»), тщательно изучите сами растения — их возможности и слабости, их требования и «характер». И только тогда выбирайте единственно подходящие растения для ваших условий.

В–третьих, познакомьтесь с законами восприятия цветовых сочетаний и с приемами составления гармоничных композиций. Это поможет вначале создать эскиз–идею цветника, потом — более детальный его план и, наконец, осуществить его в натуре.

В основе гармоничных композиций лежит контраст. В цветнике создать его можно разными приемами. Сочетанием формы и размера листвы, соцветий, окраски цветов и плодов и создаются колористические контрасты. Сменяя друг друга, растения в цветнике должны обеспечивать продолжительный цветовой эффект — желательно «от снега до снега».

Глубокая тень подчеркивает форму растений: легкая, прозрачная — придает им воздушность; падающая — служит выявлению пространственной характеристики цветника. Хорошо продуманным размещением света и тени можно достичь большей выразительности и целостности композиции и одновременно выявить цвет.


Универсального рецепта нет

В природе ни один цвет не выступает изолированно. Он всегда рядом с другими и во взаимодействии с ними и со средой. Порой это настолько сильно влияет на восприятие, что может исказить впечатление от цвета. Всем знакома последовательность цветов в спектре (красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый) и соответственно деление на теплые и холодные тона. Их воздействие на человека отвечает ощущению тепла и холода. Активные, возбуждающие цвета теплой гаммы создают бодрое, радостное настроение. Все оттенки холодной гаммы — от зеленого до фиолетового — это пассивные, успокаивающие тона. На особом месте стоит белый цвет, вбирающий в себя всю радугу красок. Глухой черный и серый вызывают подавленность и неуверенность.

При сочетании в цветнике теплых и холодных тонов и возникает цветовой контраст, так же, как при размещении рядом противоположных цветов спектра: красного и зеленого, желтого и синего. Но слишком резкий контраст, чересчур яркий блеск вызовет утомление зрения, слишком слабый — заставит глаз напрягаться, отличая один от другого. Поэтому существуют определенные пропорции в соотношении цветовых пятен: насыщенные, яркие составляют пятую–шестую часть от общей массы, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные, благодаря чему достигается общая уравновешенность.

Универсального рецепта сочетания попросту не существует. Тем не менее цветник можно строить на преобладании одного цвета — доминанты композиции либо на контрастном сопоставлении разных цветов, но при этом их размещение рядом должно смягчаться переходом одного к другому через промежуточные тона. Например, при классическом сопоставлении синего и желтого рядом с желтым следует посадить цветы кремовых, золотистых, розоватых оттенков, около синего — фиолетовых оттенков, постепенно приближая их к синему. В месте соприкосновения контрастных тонов на их границе с той же целью вводят белые цветы.

Важно учитывать и взаимоотношения растений с фоном. Чаще всего в качестве фона выступает зелень травы и листьев, зеленый цвет успокаивает, уравновешивает любую яркую композицию. Совсем другое дело — стена дома: на фоне красного кирпича эффектнее будет выглядеть холодный сине–голубой цветник. На темном фоне синие тона как бы отступают, на светлом — зрительно приближаются. На фоне белой оштукатуренной стены уместнее растения с темно–зеленой листвой и с цветами оранжевой теплой гаммы.


Каждому — свое место

При размещении цветника необходимо учитывать основные точки его обозрения — из окон дома, с веранды, со скамьи в саду, при движении по садовой дорожке. Нередко цветник замыкает собой наиболее эффектную перспективу в саду. Нужно помнить, что в отдалении цвет изменяется, предметы словно обволакиваются прозрачной дымкой. Чтобы усилить этот эффект, на заднем плане размещают цветы сине–голубых оттенков, на переднем — теплых, золотисто–желтых, красно–оранжевых.

Темные, насыщенные по тону растения создают ощущение устойчивости, если их разместить ближе к основанию цветника; и наоборот — композиция утратит свою стабильность, если темные растения высадить сзади, а светлые — на переднем плане. Самый яркий цвет — оранжевый, смесь желтого и красного зрительно приближает цветник и делает его объемным, в то время как фиолетовые и сине–голубые оттенки создают иллюзию его удаления.

Желтые цветы кажутся больше и ближе, чем на самом деле. Желтая группа является фокусной точкой сада, остальные его части играют подчиненную роль. Но непродуманные, хаотично расположенные посадки этого цвета могут разрушить баланс, внося ощущение беспокойства.

«Горячие» сочетания возникают на основе насыщенных оттенков. Здесь нет места пастельным тонам и возможны лишь несколько мазков серебристо–серой листвы. Желтый, оранжевый и красный «плавятся» на фоне зелени.

Холодные колористические схемы включают голубые, лавандовые, розовые, бледно–пурпурные, лимонные и кремовые окраски. Серебристые тона листвы стахиса и полыни будут как нельзя более полезны.

Одни цветы ласковы, поэтичны, даже трогательны; другие — жестки, прозаичны, но при этом не менее красивы. Сравните, например, ландыш с тагетесом или колокольчик с циннией. В мире цветов есть бесспорные индивидуалисты, упивающиеся собственной красотой. Таковы розы, рядом с которыми может удержаться разве только бордюр из серебристого стахиса или прозрачное облачко гипсофилы. Иные хороши только в массе, они общественны и пропадают в одиночку — это флоксы, ромашки, виола, барвинок.

Одни цветы держат компактный небольшой куст, надолго сохраняющий свою форму, например многолетние астры думозус. Другие чаще образуют куртины и разрастаются медленно — таковы флокс метельчатый, поповник. Наконец, есть быстро разрастающиеся растения. Они оккупируют большую территорию неопределенных очертаний, формируя своего рода заросли. Большей частью это почвопокровные: ландыш, чабрец, седумы, маргаритки, настурции, фиалки, их нередко приходится разреживать и пересаживать. Лучше сразу учесть эти особенности в проекте.


Хорошо дополняют друг друга

В малом саду особое очарование приобретают композиции из цветов с кустарниками. Например, барбарисы с пурпурной листвой, сохраняющей свой цвет все сезоны, великолепно оттеняют бузульник Вича и очиток видный. Под пологом деревьев хорошо чувствуют себя не только папоротники, но и астильбы, влаголюбивый бадан и хоста. Взаимно дополняют друг друга василек синий, фиолетовый люпин и живучка ползучая. Сменяют друг друга в цветении лилейники, рудбекия шершавая и золотарник.

Передний план бордера может образовать чистец шерстистый в сочетании с группой низких цветов. Такая композиция будет хорошо смотреться с лиловым флоксом растопыренным. В миксбордер включают и кустарники (помимо живой изгороди — фона). Форзиция, например, будет прекрасно соседствовать с нарциссами, которые поддержат ее золотистое цветение ранней весной. Желтолистный чубушник создает эффектный фон для синих люпинов и голубых дельфиниумов. Когда саду мало места для цветов, приходится совмещать в одном цветнике все сезоны и тщательно продумывать маскировку отцветших растений либо их замену на летники.

Такой подход к составлению композиций позволит вам долго сохранить декоративность сада.


Весенние заботы

Дым, который вреден

Весной дачники сжигают всякий хлам, мусор, старую синтетическую пленку, пластиковые бутылки. Плотной завесой висит дым над всеми участками. Не опасен ли он для здоровья людей?

Б.Васильченко, Светлогорск.

Дачники очень предприимчивые люди, и как только появились пластиковые бутылки, коробочки из–под молочных продуктов — сразу же пустили их в дело. Разрезанными вдоль бутылками они прикрывают нежные всходы для защиты от заморозков, перевернутые вниз горлом ставят около растений для полива. Из них делают горшочки для выращивания рассады, различные воронки, вазы для цветов, строят теплицы, а некоторые даже используют в качестве дренажа, закапывая в землю на низких участках.

Отслужившая свой срок такая тара скапливается на огороде, она всем мешает, в компост не годится (микроорганизмы ее не разлагают). Вот и приходится сжигать всю эту «химию». При сгорании пластиковой тары и пленки выделяется газ фосген — отравляющее вещество, а предметов из поливинилхлорида — диоксины (супертоксикант). Достаточно вдохнуть один раз черный дым, несущий фосген и диоксины, чтобы подорвать здоровье.

Кстати, диоксины содержатся и в выхлопных газах автомобилей. Из воздуха они попадают в воду и почву, где не разлагаются даже под воздействием других химических веществ и сохраняются десятки лет, отравляя окружающую среду.

Диоксины очень медленно выводятся из живых организмов, а из организма человека практически не выводятся вообще и могут стать причиной онкологического заболевания.

Нелишним будет заметить, что очень опасны пластиковые бутылки из поливинилхлорида. Распознать такую бутылку можно по расположенному на ее дне треугольнику с буквами ПВХ или PVC. Обычно эти бутылки мутновато–синего цвета. Если согнуть край бутылки, появится белая полоса, на дне видны наплывы в виде «ушек», линий или копий с двумя концами. Тара эта одноразовая, ее нельзя использовать повторно.

«Химия» не помогает

Что–то непонятное случилось с моими грядками. Уже который год не могу получить нормального урожая овощей. Они гибнут, как я понимаю, от корневой гнили. Пробовала обрабатывать почву различными химическими средствами — не помогает. Что делать?

С.Михневич, Солигорск.

Если у вас на огороде есть грядки, на которых из года в год гибнут растения от корневой гнили или других болезней, можно обезвредить почву, не прибегая к химикатам, как делают американские садоводы–любители.

Весной не занимайте эти грядки, а перекопайте их поглубже при солнечной погоде, разрыхлите граблями, обильно полейте, чтобы промочить слой в 20 см, снова проборонуйте. Затем плотно укройте прозрачной пленкой. Края со всех сторон присыпьте землей, чтобы влага не улетучивалась. Эти грядки оставьте на 3 — 4 недели. После такой «бани» солнечным теплом и светом гибнут все болезнетворные микроорганизмы. Продлевать соляризацию более чем на 1 месяц не стоит, иначе вместе с вредными бактериями и грибами начнут гибнуть и полезные микроорганизмы, например азотфиксирующие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter