В России опубликован проект рекомендаций по общению полицейских с участниками уличного движения. Если документ одобрят, то сотрудникам ГИБДД придется избегать воспитательных бесед. Больше никаких: "Как вам не совестно - на дороге могут быть дети!" Требуется лишь сухо изложить, в чем состоит нарушение и что за него будет.
С возмущающимися водителями придется вести себя по-особому. Следует переждать шквал негодования, а после предложить письменно обозначить претензии. Кстати, в рекомендациях сказано, что если водитель изначально настроен агрессивно, то диалог с ним желательно вести через пассажирское окно. Еще один интересный момент касается вопросов законопослушных водителей к полицейскому. По новому регламенту сотрудник ГИБДД сможет ответить только на просьбу показать верный маршрут и подсказать, где находятся ближайшие больница или полицейское отделение. Что касается других вопросов, то инспектор вправе лишь разъяснить, в чьей компетенции они находятся.
У нашей Госавтоинспекции тоже предусмотрены алгоритмы общения, и вряд ли они нуждаются в столь строгих ограничениях. Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык говорит, на чем акцентируется внимание дорожной милиции: "Наши внутренние инструкции ориентированы прежде всего на этику поведения, доброжелательность, отсутствие предвзятости. Сотрудников ГАИ учат, чтобы они по-человечески вникали в каждую ситуацию, оказывали помощь водителям, но при этом поступали исключительно в рамках закона".
Иностранные водители не раз с удивлением отмечали, что наши инспекторы не отказываются помочь даже в том, что выходит за рамки их прямых обязанностей. Было немало случаев, когда они помогали доставить роженицу в роддом, заменить колесо, починить машину. Пожалуй, никаких дополнительных инструкций им не нужно: на дороге должны быть отзывчивые люди, а не роботы в форме.