В ритме марша

О турне сенатора–демократа Барака Обамы

Фаворит президентской гонки в США сенатор–демократ Барак Обама в ходе своего первого масштабного международного турне посетил Афганистан, Ирак, Иорданию, Израиль, Палестину, ФРГ, Францию и Великобританию. Он продемонстрировал готовность в случае избрания на пост президента изменить внешнеполитический курс Соединенных Штатов и улучшить имидж Америки в мире.


В Афганистане Обама подтвердил свою исходную позицию, согласно которой именно в этой стране, а не в Ираке проходит главный фронт борьбы с терроризмом. С его точки зрения, имеющихся сегодня 36 тысяч американских военнослужащих в Афганистане явно недостаточно. Предложение Обамы сводится к тому, чтобы на первых порах направить туда дополнительно 2 бригады (примерно 9 тысяч человек) за счет последовательного сокращения войск США в Ираке.


В Ираке сейчас находятся 15 бригад сухопутных войск США и другие американские части общей численностью около 140 тысяч человек. Побывав в Багдаде, Обама вновь заявил о намерении вывести войска США из этой страны за 16 месяцев, к середине 2010 года. Такой подход, по сути дела, поддержало и иракское руководство. Официальный представитель правительства Нури аль–Малики сообщил, что в контексте разработки нового американо–иракского соглашения о статусе войск США в Ираке необходимо зафиксировать тезис о том, что американские войска должны покинуть страну к концу 2010 года. О готовности обсуждать с Ираком «общие временные горизонты» вывода войск США впервые был вынужден заявить и Белый дом.


Обама, по–видимому, стремится не только подтвердить, что его позиция относительно вывода американских войск из Ирака вопреки утверждениям американских СМИ не претерпела особых изменений, но и перефокусировать саму дискуссию. Сделать упор на том, что вторжение США в Ирак отвлекло силы США от решения главной задачи в борьбе с терроризмом — нанесения решающего поражения «Аль–Каиде» и движению «Талибан» в Афганистане. Как известно, талибы в последние месяцы резко активизировали свои действия на юге и востоке Афганистана, что привело к тому, что общие потери США и союзников в афганской операции за июнь превысили аналогичные потери в Ираке. Обама также считает, что Соединенные Штаты должны оказывать целенаправленное давление на Пакистан, поскольку на пакистанской территории базируются многие отряды талибов, которые совершают рейды в Афганистан.


В столице Иордании Аммане Обама пообещал найти возможность для прорыва в палестино–израильских переговорах, в Тель–Авиве — подтвердил «особые обязательства» Соединенных Штатов по отношению к Израилю и его безопасности. Если ранее сенатор от штата Иллинойс утверждал, что Иерусалим должен оставаться единой и неделимой столицей Израиля, то теперь он заметил, что вопрос о статусе Иерусалима должен стать предметом переговоров. Президент США, по его словам, не может «диктовать форму» решения этого сложного вопроса.


Центральное место в европейской части турне Обамы заняло его весьма эмоциональное выступление в Берлине перед аудиторией, насчитывавшей десятки тысяч человек. Известно, что кандидат–демократ стремился произвести эффект, схожий с тем, какого добился в 1963 году берлинской речью Джон Кеннеди. Авторитетный аналитик Збигнев Бжезинский, поддерживающий Обаму, заметил, между прочим, что сенатор, как и Джон Кеннеди, «чувствует музыку времени».


Выступление Обамы в Берлине действительно оказалось ярким, впечатляющим, созвучным императиву преобразования трансатлантических отношений, изрядно подпорченных политикой односторонних действий Дж. Буша–младшего. Призвав к обновлению евроатлантического партнерства, сенатор обозначил глобальные вызовы, требующие совместного реагирования, — терроризм, ядерное распространение, наркотики, глобальное потепление, геноцид. Наступил момент, сказал он, чтобы завершить войну в Ираке, а также «восстановить цель продвижения к миру без ядерного оружия».


Турне Обамы, несомненно, было задумано, чтобы показать американской публике, что кандидат в президенты от демократической партии — деятель международного масштаба, способный внятно формулировать задачи внешней и военной политики США. Дело — за их исполнением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter