Елена Омелюсик: на гонках в Латинской Америке всегда присутствует ощущение опасности для жизни
29.07.2016 21:45:26
Чемодан в Бразилию Лена пакует с основательностью и серьезностью, которые присущи лишь топовым спортсменам. И ожидающую ее по ту сторону Атлантики действительность за три года дважды поднимавшаяся на пьедестал и даже выигравшая минувший чемпионат мира гонщица успела изучить во всех ее мельчайших и далеко не всегда приятных подробностях.
— Вот ты звонишь, а я как раз чемодан и собираю. Разложила все вокруг и думаю: что взять? И это, кстати, совсем не женские капризы. Олимпиада, да еще и в Латинской Америке, — серьезнейшее испытание, к которому нужно готовиться соответствующим образом. Но вроде все учла: завтра утром после тренировки велосипед помою, упакую и можно отправляться.
— Ты и велосипед с собой везешь?
— Точнее, велосипеды. Мне нынешняя команда — Velocio–SRAM, — вместе с которой я, считай, и готовилась к Олимпиаде, выделила два велосипеда для гонки с раздельным стартом, и два — для групповой. Плюс семь пар колес. Все везем сами — это ведь не лодки для гребли, которые заранее отправляют на Олимпиаду. Я, правда, только половину «гаража» беру: вторую поручила тренеру.
— Сразу видно: человек не просто по Рио покататься едет!
— Вряд ли кто–то будет ехать на Олимпиаду без глобальной цели. В этом ведь суть спорта, да и отбор у нас серьезный. В велоспорте невозможно, как в атлетике или плавании, выполнить на одной из гонок норматив и дальше думать только об Олимпиаде. Нужно поддерживать рейтинг, набирать очки и работать весь год. Можешь представить: из более чем 500 входящих в мировой рейтинг человек в Рио в женской групповой гонке поедут только 67.
— Что самое сложное в Олимпиаде?
— Там все иначе, чем в гонках, которые мы ездим на протяжении года. Другая тактика, другая атмосфера, даже соперницы другие. На дистанции окажется немало довольно странных велосипедисток, которые свой рейтинг набирали, побеждая на гонках в африканских странах, например, куда серьезные соперницы попросту боятся приезжать. С ними сложно соперничать: никогда не знаешь, чего ждать. Могут вдруг рвануть, замедлиться, зацепить или даже просто упасть прямо перед тобой.
— На Олимпиаде каждый сам за себя.
— В твою пользу может сыграть большой опыт выступлений в Латинской Америке. К жаре и местной специфике ты привыкла?
— Жары не боюсь, да и не будет там особого пекла. Просто влажность высокая. К перелетам тоже привыкла: у нас ведь гонки по всему миру. Правда, в Бразилии до сих пор не выступала: ездила в Венесуэле, Коста–Рике, Колумбии... И, скажу, специфика там действительно особенная. В Колумбии, например, вообще нельзя было выходить из отеля без сопровождения полиции. На гонке пелотон впереди и сзади сопровождали патрули. Как оказалось, не зря: россияне решили отправиться на самостоятельную тренировку — проехать по шоссе туда–сюда, — вернулись не только без велосипедов, но и без велотуфель. Аналогичная обстановка в Сальвадоре. Постоянно присутствует ощущение опасности для жизни. Попадешь одна в «неправильный» район — хорошо если в гостиницу в нижнем белье придешь, но живая и здоровая. Моя нынешняя немецкая команда на гонки в такие страны вообще не ездит.
— В Бразилии, говорят, тоже будет много всяких нестыковок...
— Латинская Америка — это всегда опасность подцепить какой–нибудь вирус. Поэтому, учитывая прошлый опыт, я первым делом положила в чемодан салфетки от комаров, спреи и еще кучу всяких медикаментов. Еще один серьезный вопрос — вода. Там проблемы с питьем и с гигиеной. Посмотришь, как люди грязными руками готовят пищу, и понимаешь, что лучше попоститься. Благо мясо во время гонок я не ем — в основном рыбу, макароны и каши. К тому же после того как в Коста–Рике получила тяжелейшее отравление, из–за которого лежала с температурой под 40, стараюсь готовить себе сама: во избежание случайностей. Поэтому смотрю сейчас на свои запасы и не знаю: пустят меня с такой «кладовкой» в Олимпийскую деревню или нет. Обещают, правда, что в Олимпийской деревне будут продукты из Европы, но я сильно сомневаюсь, что готовить их будут европейские повара.
— Вместе со спортсменами и белорусскими тренерами в нашей олимпийской заявке значится некто Александер Карл Бауэр. Кто это?
— Это мой аэродинамист из немецкой команды. Очень толковый и полезный специалист. Кстати, с прошлого года он сотрудничает и с белорусской сборной: помогает нашим трековикам. В его задачи входит, например, определить оптимальную посадку на велосипеде, исключение любых аэродинамических помех, изучение трассы... Кстати, в Рио на дистанции будет очень сложный спуск, к которому нужно подготовиться заранее. Чтобы понять, насколько важен вклад Бауэра, достаточно посмотреть, как за последние два года выросли мои результаты в раздельных гонках. Он ведь даже форму нам шьет! Специальные аэродинамические скоростные костюмы, изготовленные по всем новейшим технологиям. И они сильно отличаются от той майки, в которой я ехала на Олимпиаде в Лондоне. А эти «мелочи» на турнирах уровня Олимпиады очень важны. Помимо силы ног и выносливости организма, там вовсю конкурируют велосипеды, колеса, форма и еще множество нюансов, которые могут очень серьезно влиять на распределение мест в итоговых протоколах. И здесь, кстати, важно отметить, что львиная доля расходов по моей подготовке, как и в случае Василия Кириенко и Константина Сивцова, легла на плечи наших команд. Да, Беларусь тоже очень помогает: платит стипендии, обеспечивает медицинскую поддержку, а физиотерапевты в Минске вообще самые лучшие. Но без помощи клубов подойти на должном уровне к Олимпиаде было бы куда сложнее. Даже мой нынешний личный тренер, который пишет мне все планы тренировок, Андреас Ланг, работает сейчас в Velocio–SRAM и с пониманием отнесся к необходимости пропуска ряда гонок ради подготовки к Играм. Очень бы хотелось своим результатом в Рио отблагодарить всех тех людей, которые были причастны к долгому и тяжелому пути, который я проделала за последние годы.
komashko@sb.by
Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016