Елена Омелюсик: на гонках в Латинской Америке всегда присутствует ощущение опасности для жизни

В Рио на велосипеде

Четыре года назад на Олимпиаде в Лондоне Елена Омелюсик финишировала пятнадцатой. Правда, к настроению и планам, с которыми лучшая на сегодняшний день белорусская велосипедистка отправилась в Рио, тот результат не имеет никакого отношения. Лена не похожа на четырехлетней давности дебютантку, которая на окружающую ее олимпийскую действительность смотрела широко открытыми глазами.

Чемодан в Бразилию Лена пакует с основательностью и серьезностью, которые присущи лишь топовым спортсменам. И ожидающую ее по ту сторону Атлантики действительность за три года дважды поднимавшаяся на пьедестал и даже выигравшая минувший чемпионат мира гонщица успела изучить во всех ее мельчайших и далеко не всегда приятных подробностях.


— Вот ты звонишь, а я как раз чемодан и собираю. Разложила все вокруг и думаю: что взять? И это, кстати, совсем не женские капризы. Олимпиада, да еще и в Латинской Америке, — серьезнейшее испытание, к которому нужно готовиться соответствующим образом. Но вроде все учла: завтра утром после тренировки велосипед помою, упакую и можно отправляться.

— Ты и велосипед с собой везешь?

— Точнее, велосипеды. Мне нынешняя команда — Velocio–SRAM, — вместе с которой я, считай, и готовилась к Олимпиаде, выделила два велосипеда для гонки с раздельным стартом, и два — для групповой. Плюс семь пар колес. Все везем сами — это ведь не лодки для гребли, которые заранее отправляют на Олимпиаду. Я, правда, только половину «гаража» беру: вторую поручила тренеру.

— Сразу видно: человек не просто по Рио покататься едет!

— Вряд ли кто–то будет ехать на Олимпиаду без глобальной цели. В этом ведь суть спорта, да и отбор у нас серьезный. В велоспорте невозможно, как в атлетике или плавании, выполнить на одной из гонок норматив и дальше думать только об Олимпиаде. Нужно поддерживать рейтинг, набирать очки и работать весь год. Можешь представить: из более чем 500 входящих в мировой рейтинг человек в Рио в женской групповой гонке поедут только 67.

— Что самое сложное в Олимпиаде?

— Там все иначе, чем в гонках, которые мы ездим на протяжении года. Другая тактика, другая атмосфера, даже соперницы другие. На дистанции окажется немало довольно странных велосипедисток, которые свой рейтинг набирали, побеждая на гонках в африканских странах, например, куда серьезные соперницы попросту боятся приезжать. С ними сложно соперничать: никогда не знаешь, чего ждать. Могут вдруг рвануть, замедлиться, зацепить или даже просто упасть прямо перед тобой.

— На Олимпиаде каждый сам за себя.

— Да, в этом главное отличие. Например, в Рио будет несколько моих подруг по команде Velocio–SRAM, но представлять они будут свои сборные — не договоришься. С другой стороны, некоторые страны получили по 3 — 4 лицензии, и в этом случае можно говорить о какой–то командной тактике. Выбирают лидера и на него работают, получая преимущество перед остальными. Кто–то из спортсменок может согласиться помочь за деньги, но такие случаи единичны. Все–таки Олимпиада раз в четыре года, и каждый хочет использовать свой шанс. Впрочем, круг фаворитов всегда очерчен довольно четко, за них можно зацепиться и, пользуясь увлеченностью топ–команд междоусобицами, попытаться проскочить. На одиночек редко обращают серьезное внимание, но если хорошенько разработать тактику и не упустить момент для рывка — всякое может быть.

— В твою пользу может сыграть большой опыт выступлений в Латинской Америке. К жаре и местной специфике ты привыкла?

— Жары не боюсь, да и не будет там особого пекла. Просто влажность высокая. К перелетам тоже привыкла: у нас ведь гонки по всему миру. Правда, в Бразилии до сих пор не выступала: ездила в Венесуэле, Коста–Рике, Колумбии... И, скажу, специфика там действительно особенная. В Колумбии, например, вообще нельзя было выходить из отеля без сопровождения полиции. На гонке пелотон впереди и сзади сопровождали патрули. Как оказалось, не зря: россияне решили отправиться на самостоятельную тренировку — проехать по шоссе туда–сюда, — вернулись не только без велосипедов, но и без велотуфель. Аналогичная обстановка в Сальвадоре. Постоянно присутствует ощущение опасности для жизни. Попадешь одна в «неправильный» район — хорошо если в гостиницу в нижнем белье придешь, но живая и здоровая. Моя нынешняя немецкая команда на гонки в такие страны вообще не ездит.

— В Бразилии, говорят, тоже будет много всяких нестыковок...

— Латинская Америка — это всегда опасность подцепить какой–нибудь вирус. Поэтому, учитывая прошлый опыт, я первым делом положила в чемодан салфетки от комаров, спреи и еще кучу всяких медикаментов. Еще один серьезный вопрос — вода. Там проблемы с питьем и с гигиеной. Посмотришь, как люди грязными руками готовят пищу, и понимаешь, что лучше попоститься. Благо мясо во время гонок я не ем — в основном рыбу, макароны и каши. К тому же после того как в Коста–Рике получила тяжелейшее отравление, из–за которого лежала с температурой под 40, стараюсь готовить себе сама: во избежание случайностей. Поэтому смотрю сейчас на свои запасы и не знаю: пустят меня с такой «кладовкой» в Олимпийскую деревню или нет. Обещают, правда, что в Олимпийской деревне будут продукты из Европы, но я сильно сомневаюсь, что готовить их будут европейские повара.

— Вместе со спортсменами и белорусскими тренерами в нашей олимпийской заявке значится некто Александер Карл Бауэр. Кто это?

— Это мой аэродинамист из немецкой команды. Очень толковый и полезный специалист. Кстати, с прошлого года он сотрудничает и с белорусской сборной: помогает нашим трековикам. В его задачи входит, например, определить оптимальную посадку на велосипеде, исключение любых аэродинамических помех, изучение трассы... Кстати, в Рио на дистанции будет очень сложный спуск, к которому нужно подготовиться заранее. Чтобы понять, насколько важен вклад Бауэра, достаточно посмотреть, как за последние два года выросли мои результаты в раздельных гонках. Он ведь даже форму нам шьет! Специальные аэродинамические скоростные костюмы, изготовленные по всем новейшим технологиям. И они сильно отличаются от той майки, в которой я ехала на Олимпиаде в Лондоне. А эти «мелочи» на турнирах уровня Олимпиады очень важны. Помимо силы ног и выносливости организма, там вовсю конкурируют велосипеды, колеса, форма и еще множество нюансов, которые могут очень серьезно влиять на распределение мест в итоговых протоколах. И здесь, кстати, важно отметить, что львиная доля расходов по моей подготовке, как и в случае Василия Кириенко и Константина Сивцова, легла на плечи наших команд. Да, Беларусь тоже очень помогает: платит стипендии, обеспечивает медицинскую поддержку, а физиотерапевты в Минске вообще самые лучшие. Но без помощи клубов подойти на должном уровне к Олимпиаде было бы куда сложнее. Даже мой нынешний личный тренер, который пишет мне все планы тренировок, Андреас Ланг, работает сейчас в Velocio–SRAM и с пониманием отнесся к необходимости пропуска ряда гонок ради подготовки к Играм. Очень бы хотелось своим результатом в Рио отблагодарить всех тех людей, которые были причастны к долгому и тяжелому пути, который я проделала за последние годы.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter