В режиме on-line

Вчерашний день провел с прибывшими в "составе" российского десанта журналистов из Брянска и Калуги.
Вчерашний день провел с прибывшими в "составе" российского десанта журналистов из Брянска и Калуги. Рискую показаться невежливым по отношению к коллегам из московских изданий и телеканалов, но замечу, что они весьма отличаются от собратьев по перу, работающих в регионах. В поисках метафоры вспомнил о пилотах бомбардировщиков времен Второй мировой. С 10-километровой высоты они не видели цели, а посему, отбомбившись, ложились на обратный курс с почти чистой совестью. Так порой и у "звезд" московского ТВ. У "региональщиков" иначе... Они живут бок о бок с теми людьми, о которых и для которых пишут статьи и снимают сюжеты. Они чуть ли не физически лишены возможности быть неправдивыми, неискренними, а посему избавлены от соблазна отойти от объективного освещения реальности и примерить на себя роль ее создателя, руководствуясь собственными вкусами, убеждениями да заказом учредителя. Аудитория, с которой сталкиваешься глаза в глаза чуть ли не каждый день, - лучший стимул для бережного отношения к такому изрядно подзабытому в журналистском кругу понятию, как профессиональная этика.

Своих впечатлений от первого дня пребывания в Беларуси гости не скрывали. "Это кольцевая? - спрашивал меня главный редактор калужской газеты "Весть" Виктор Вдовенков. - А кто убирает в лесу за ней?" Вопрос поставил в тупик. Я не знаю, кто там убирает, потому как соответствующий вопрос возникает у меня лишь тогда, когда перед глазами явный беспорядок. Когда все в норме, об этом просто не задумываешься. А вот коллеге, наоборот, в глаза бросилась непривычная чистота: вдоль дорог, даже за городом, не валяются пластиковые бутылки, стаканы и прочий хлам, ровное, без ухабов шоссе, четко прорисованная разметка и прочее, и прочее. Для многих все это еще в диковинку, а я ловлю себя на горделивой мысли о том, что еду не по вылизанному спецмаршруту, а по обычной дороге и ее прекрасное состояние для меня - обыденность. Да, мы как-то незаметно стали разными...

В Жодино на БелАЗе журналисты атаковали генерального директора вопросами о государственной поддержке предприятия. "Почему такой интерес именно к этой теме?" - интересуюсь. А потому, что в России практически все подобные предприятия стали частными и никакая власть никогда не пойдет, например, на предоставление государственных гарантий под займы предприятиям, у которых сегодня хозяин Иванов, завтра - Петров, а послезавтра - Сидоров. Что поделаешь, теперь бывшие флагманы союзной индустрии - частный бизнес. И рассчитывать он может лишь на свои силы да на сторонних инвесторов. Мне рассказали много разных историй. Есть в той же Калуге тепловозный завод. В былые времена давал до 400 машин в год, продавал их не только в Союзе, но и в Восточной и Западной Европе. Несколько лет назад пришел немецкий инвестор, выкупил солидный пакет акций, и теперь завод выпускает считанные единицы тепловозов. А зачем больше? Ему - инвестору - свои, немецкие, машины и так хорошо продавать в Европе, а калужские мешают...

Хотя в делах большого бизнеса примеры есть и иные. И примечательно, что здесь белорусы тоже смогли отличиться. Замдиректора брянской телекомпании "60-й канал" Елена Ярославская рассказала мне историю о том, как некие ушлые наши земляки пару лет назад купили завод "Брянский арсенал", выпускающий дорожную технику. Приехали в один прекрасный день и предложили за акции предприятия рублевой стоимости по червонцу. Народ толпами повалил продавать свои ценные бумаги. А когда было решено поднять номинал акций до тех же 10 рублей, белорусы предложили 20. В итоге насобирали пакет в 78 процентов. И что? Да все нормально. Предприятие, на котором два года назад впору было ставить крест, сегодня набрало заказов чуть ли не на 5 лет вперед и работает вполне пристойно.

Впрочем, и на бытовом уровне взаимное проникновение экономик налицо. В Калуге, например, целый базар белорусский выстроили. Торгуют там наши соотечественники трикотажем (и почему легпром страдает от затоваренности складов?), посудой, изделиями из пластмассы. Все пользуется спросом, на всем зарабатывают. Может, потому и складывается в народе устойчивое мнение, что белорусы живут лучше. Хотя идеализировать не стоит.

Неоднородность суждений существует всегда. Елена Ярославская рассказывала, что немало людей в Брянской области убеждены, что белорусская власть желает интеграции лишь на словах, а на деле все инициативы российской стороны оставляет без ответа. Что ж, очень даже может быть, что такая мысль распространена, хотя для меня не совсем ясно: искреннее это убеждение или искусственно культивированное? И еще больше разожгли сомнение слова заместителя главного редактора газеты "Брянский рабочий" Анатолия Кузнецова. "Люди искренне хотят жить вместе, чтобы была единая страна, - говорил он, - но правдивой и объективной информации о Беларуси поступает крайне мало. Главным образом через федеральные СМИ. Но о том, как зачастую они работают, вам и так известно".

Что ж, для того и приглашены журналисты из российских регионов, чтобы собственными глазами увидеть нашу страну, "потрогать" здешнюю действительность, задать на сегодняшней пресс-конференции вопросы Президенту и составить наконец собственное представление о том, что есть Беларусь на самом деле. А потом рассказать об этом своим читателям, слушателям и зрителям.

Фото Игоря Макаловича, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter