До 50 единиц в этом году: в Лиде возобновили производство автобусов

В рейс по пригородным маршрутам

В Лиде на АСП «Неман», филиале ОАО «Минский завод колесных тягачей», освоен выпуск нового пригородного автобуса «Неман». До конца года планируется произвести около полусотни единиц. Это очередной ответ наших производственников на западные санкции.

Побудили к действию

Минский завод колесных тягачей, в состав которого в 2015 году вошло лидское предприятие «Неман», одним из первых столкнулся с негативными последствиями введенных против нашей страны экономических санкций. Однако с ответом производственники медлить не стали.

— Эта ситуация, с одной стороны, конечно же, негативная, но она дала нам стимул для мобилизации наших ресурсов. Благо, что все необходимые составляющие для успеха у МЗКТ есть. Прежде всего это очень сильный конструкторский потенциал, развитая технологическая база, оборудование, технологии и самое большое достояние — наши люди. Сегодня здесь трудятся 230 человек, — рассказал начальник автосборочного производства АСП «Неман» Александр Дранкович.

Александр Дранкович.

Специалисты в сжатые сроки освоили производство комплектующих, которые ранее приобретали в Евросоюзе. Появилось собственное шасси, приятным дополнением стали новые рабочие места.

Как отметили специалисты, с созданием новых автобусов «Неман» на собственной транспортной базе удалось исключить критическую зависимость от поставщика импортного шасси, минимизировать количество зарубежных комплектующих, развить дополнительные компетенции специалистов конструкторского бюро пассажирской техники, сохранить рабочие места на производственной площадке в Лиде. Более того, проектируя и создавая собственное шасси, разработчики получили возможность закладывать в конструкцию технические параметры, позволяющие добиваться дополнительных конкурентных преимуществ.
230 человек сегодня трудятся на АСП «Неман»

Сборка — в двух городах

Если раньше весь процесс изготовления серийных автобусов происходил на производственных мощностях АСП «Неман», то теперь все начинается на минской площадке ОАО «МЗКТ». В Минске изготавливают раму, устанавливают мосты, силовые агрегаты, трансмиссию, тормозную систему, монтируют рабочее место водителя. В результате проделанных операций сборочный цех покидает готовое шасси, способное перемещаться своим ходом. Далее шасси на низкорамных полуприцепах доставляются на производственную площадку АСП «Неман» в Лиду, где на них монтируются заблаговременно изготовленные кузова. Осуществляется комплектование салона автобуса, и уже после этого автобусы проходят приемо-сдаточные испытания. После испытаний они своим ходом отправляются в ОАО «МЗКТ». Там каждый проходит повторную проверку работоспособности и испытание всех систем. Далее следует предпродажная подготовка, комплектование автобуса ЗИПом и передача изделия на склад готовой продукции.

Акцент — на комфорт и безопасность

Внешний вид нового белорусского автобуса современный и стильный. А есть ли технические новшества? Из фишек — более мощный турбодизельный четырехцилиндровый двигатель. Под капотом — 185 лошадиных сил. Максимальная скорость на спидометре — 100 километров в час. На разработку новой модели ушел год.
— В сжатые сроки была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец, проведен весь спектр сертификационных испытаний, по результатам которых мы подтвердили соответствие нашей техники всем достаточно жестким требованиям, которые предъявляются к продукции. Это принципиально новый автобус, который конструктивно серьезно отличается от предыдущих моделей. На достигнутом не останавливаемся. Будем двигаться вперед, планируем совершенствовать модель. Помимо этого, осваиваем производство новой модели автобуса — туристическую модификацию, которая также имеет свои отличия. 
В будущем модельный ряд будет расширяться, объем производства — увеличиваться. По итогам 2023 года наше производство демонстрирует рост. На этот год уже мы видим повышение наших экономических показателей, поэтому, думаю, сегодня можно говорить, что мы с успехом преодолели санкции и будем дальше развиваться, — резюмировал Александр Дранкович.

В движении

Мы не упустили возможности прокатиться на новеньком автобусе.

— Шасси собственной разработки МЗКТ по своим техническим характеристикам имеет более мощный двигатель. А главное — позволяет нам не зависеть от импортных комплектующих. Кузов разрабатывался непосредственно в Лиде. Пассажировместимость выросла за счет того, что на этапе проектирования автобуса конструкторами была заложена увеличенная грузоподъемность шасси. Вырос объем заднего багажного отделения, усовершенствована система электрооборудования. Мы используем новую мультиплексную систему, то есть у нас имеются контроллеры, которые отдельно передают сигналы на рабочее место водителям. Все комплектующие по кузову белорусского и российского производства. Заменены сиденья, электроприводы, которые раньше были импортными, — посвятил в тонкости производства начальник отдела автобусной техники Александр Барановский.

Александр Барановский.

Оценил новинку и водитель-испытатель автосборочного производства «Неман» Валерий Волчек. Говорит, что все, как в иномарке, и даже лучше.

Согласен с ним и слесарь механосборочных работ Александр Юзвович, который работает на лидском предприятии 35 лет:

— Стараемся выполнить все запросы потребителей. Надеемся, что и наш автобус они оценят по достоинству.

Водитель-испытатель Валерий Волчек.

Задел на будущее

ОАО «МЗКТ» с оптимизмом смотрит на развитие автобусного направления. Предприятие планирует активно совершенствовать модельный ряд, улучшая эксплуатационные характеристики своей продукции. Новые пригородные автобусы уже запущены в серию. Производственный план на текущий год сформирован, портфель заказов на автобусы в процессе наполнения. Новые в первую очередь пополнят областные автопарки страны и транспортные организации Российской Федерации.

Помимо автобусов, на АСП «Неман» ОАО «Минский завод колесных тягачей» производят и другие виды продукции. Здесь освоено больше восьми модификаций кабин, широкий спектр деталей, узлов, комплектующих изделий для нужд предприятия. Одной из антикризисных мер по повышению загрузки, диверсификации производства стала работа с предприятиями сельскохозяйственной отрасли. АСП «Неман» освоило производство узла разбрасывающего устройства. Раньше его поставляли из-за рубежа, сегодня благодаря техническим возможностям МЗКТ свыше 250 единиц уже передали белорусским покупателям.


kasper@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter