В раю больше запретов, чем в аду

В минувшем году за вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии на Брестчине были лишены водительских прав 5.
В минувшем году за вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии на Брестчине были лишены водительских прав 5.440 человек - почти на полторы тысячи больше, чем в 2001 году. По сравнению с приблизительно ровной статистической динамикой прошлых лет - скачок настораживающий. Сам собой напрашивается вывод о том, что число пьяных за рулем на дорогах области стало вдруг угрожающе расти. В областной ГАИ с этим, однако, не согласны. Да, тенденция увеличения числа любителей прокатиться под хмельком есть. Но она, скорее, обусловлена общим увеличением армии водителей и не так угрожающа, как может показаться, если судить о ней только по количеству тех, у кого ГАИ отобрала права. Действительно, с прошлого года "лишенцев" стало гораздо больше, но это произошло потому, что провинившиеся были поставлены в очень жесткие условия. Попался - расставайся на несколько лет с правами. Тогда как в прежние годы за это правонарушение можно было попросту откупиться.

Еще недавно попавшихся за рулем брестских выпивох наказывали штрафом и... возвращали права. Но за это они в "добровольном" порядке должны были внести свой вклад в местный фонд безопасности дорожного движения. Надо отметить, что провинившиеся шли на такой компромисс достаточно охотно. Система материального взыскания была очень гибкой. Фонд пополнялся не только деньгами, но и стройматериалами, оборудованием, запчастями к автомобилям. Все это позволяло иметь внебюджетный источник для поддержания материальной базы областного УВД, что служило веским аргументом в пользу подобной практики "борьбы" с пьянством за рулем. Тем не менее сейчас брестские милиционеры решительно отказались от этих методов. "Пьяные" деньги перестали пополнять фонд безопасности дорожного движения по инициативе нового начальника УВД Брестского облисполкома Владимира Шафаренко. Полковник пошел на революционный шаг, даже несмотря на то, что не все его коллеги одобряют ликвидацию ценного источника финансирования. Разве было плохо, вздыхают оппоненты командира, когда деньги из фонда при областной ГАИ шли на общее благое дело - повышение технической оснащенности милиции?

Перед разговором на эту сложную тему с самим Шафаренко я встретил в его приемной знакомого председателя колхоза, который приехал ходатайствовать за своего водителя, задержанного в нетрезвом состоянии за рулем. Лишение водительских прав для человека, зарабатывающего на жизнь, крутя баранку, - настоящая трагедия. Поэтому уважаемый в области хозяйственник и решил помочь провинившемуся, надеясь на свой авторитет. Но уже в приемной начальника УВД ему подсказали, что визит будет напрасным.

- Да, подобные просители уходят из моего кабинета, как правило, ни с чем, - сказал при встрече Владимир Николаевич и познакомил со своим видением проблемы. - Какой же это фонд безопасности, если деньги, пополняющие его, бьют по этой самой безопасности? Ведь нетрезвый шофер сегодня откупится, а завтра появится в таком же состоянии на дороге вновь. На этот счет у нас тоже есть своя убедительная статистика. В прошлом году около 1.200 водителей были задержаны за рулем в нетрезвом состоянии повторно. Цифра, согласитесь, впечатляющая.

Таков главный аргумент, на котором базируется принципиальная позиция начальника УВД. Есть и другие, не менее веские. Система материального "откупа" развращает и самих работников ГАИ, становится благодатной почвой для появления нечистых на руку стражей порядка, коррупции, кумовства.

Приходит, к примеру, к начальнику районной милиции местный крупный хозяйственник, просит не лишать прав, обещает помочь райотделу материально. Как тут откажешь, если к тому же находишься со "страдальцем" в приятельских отношениях? А если на этот счет существует приказ, через который не переступишь, все само собой решается. Законно и честно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter