В рай на чужом горбу? Не впустят

Судебное дело бывшего директора ЗАО "Атлант" закрыто, и теперь всем стало ясно, что в нем изначально не было политики.
Судебное дело бывшего директора ЗАО "Атлант" закрыто, и теперь всем стало ясно, что в нем изначально не было политики.

Политическую окраску делу пытались придать лишь те журналисты, для которых все ясно - если пошел дождь, то виноват "режим". Сам Леонид Калугин добавлял к нему

еще и религиозно-мистический оттенок: значительная часть его последнего слова в суде больше напоминала примитивную проповедь древней бабуси о "благодати" и "чудесах". Сотрудники департамента финансовых расследований Комитета госконтроля говорят о некоторых странностях и на стадии следствия.

До сих пор они не имели права на публичные комментарии. Будучи людьми законопослушными, они и сейчас не дают оценки действиям суда. Собранная ими доказательная база, хотя и оспаривалась, была признана судом. Дело не "рассыпалось", как иные предполагали. Л.Калугин признан виновным, а стало быть и преступником, но амнистирован - все строго по закону.

Напомню, что суд счел доказанной вину Калугина в следующих деяниях: невозврат из-за границы валютных средств; незаконный вывоз за рубеж драгоценных металлов; злоупотребление служебным положением; незаконные предпринимательские операции.

Распутывать финансово-хозяйственные хитросплетения следователям привычно. Но дело Калугина, как и его поведение, оказалось для них уникальным. Когда требовалось лишь прочесть и поставить подпись, подследственный учинял диспуты на "православную" тему, а то и грозил: "У вас есть дети, помните... Иначе гореть вам вместе с ними в геенне огненной". Я лишь цитирую моих собеседников.

Ныне не редкость, когда храм строит богатый бизнесмен. Бывает, что глубоко верующий работяга на свои кровные своими же руками возводит церковь для всей деревни. Все это, безусловно, достойно уважения. Здесь же иной случай.

Да, широкой публике известна "благотворительная" деятельность Калугина. Кавычки здесь вот почему. Директор "Атланта" немало содействовал, например, возведению церковных храмов. Его стараниями, в частности, были отлиты колокола церкви Сергия Радонежского, а купола были покрыты сусальным золотом.

Но вот как это выглядит в документах дела: "...В июне 2000 г. Калугин Л.И., реализуя свой преступный умысел, заключил с ОАО "Балтийский завод" (г. Санкт-Петербург) контракт на изготовление колоколов в нарушение требований Декрета Президента РБ "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений" и постановления Кабинета Министров "Об упорядочении вывоза драгоценных металлов"..."

Проще говоря, драгоценные металлы из государственных фондов Калугин просил на производственные цели. Они нужны, например, для пайки - иначе их просто не дали бы "Атланту"! А использовал их директор на совсем другие нужды! При этом драгметаллы "прокачивались" (перевозились через границу, проплачивались, трансформировались...) через частные лжепредпринимательские фирмы лично директором. С одной стороны, его корысти как бы нет. С другой - нарушение законов, ущерб заводу и государству.

Слов нет, Калугин обладал нужными для руководства крупным заводом знаниями, опытом и волей. Имел бесспорный авторитет. Да, используя данные государством льготы, умело ими пользовался и для завода сделал немало - что тоже оценил суд. Иначе, по мнению следователей, сидеть бы Калугину и сидеть. Но, будучи не владельцем, не главным акционером, а лишь наемным менеджером, фактически вел себя как единоличный хозяин. И в реализации своих религиозных убеждений использовал не личные накопления, а средства бюджета, налогоплательщиков, акционеров.

О постройке на территории завода церкви и закупках духовной литературы уже говорено. Работники завода, отправляя детей в обычный оздоровительный лагерь, вдруг обнаруживали, что те оказывались фактически в церковной школе, где отменялись традиционные праздники, дискотеки и кружки, зато назначались "духовные" занятия. Иные своих детей отзывали.

Как показало анонимное анкетирование, более 60 процентов работников завода отнюдь не разделяли подобные методы воспитания, но с их волей мало считались.

Впрочем, производственный "менеджмент" с религиозным уклоном - тема отдельного разговора. Тема, кстати, весьма деликатная. Как быть с работниками иных вероисповеданий? Насколько вообще уместно использовать для обращения в веру "административный ресурс"?

Леонид Калугин, думается, весьма неделикатно присвоил себе то ли сан, то ли степень, то ли звание... Заодно и полномочия. Хотя законы нашей страны не предусматривают наделение директоров какими-либо дополнительными правами, вытекающими из их конфессиональной принадлежности. Зато четко очерчивают границы, за которые личной инициативе выходить не следует.

Но главное в другом. Судя по всему, г-н Калугин очень хочет выглядеть "подвижником веры", "бескорыстным" дарителем и т.д. Это - очень хорошо! Но только в том случае, если бы г-н Калугин дарил на церкви свои деньги, взятые из семейного кошелька. Но Калугин хотел быть "угодником" за счет других, за счет государства, за счет рабочих. Что может быть отвратительнее такой "святости"? А одернуть преступника, действующего под демагогическим прикрытием "заботы о духовности", поначалу смелых не нашлось! Какой скверный анекдот! Те кто раньше прикрывал собственные безобразия якобы заботой о нуждах компартии, теперь маскируются под усердных богомольцев. Так что, во-первых, надо отдать должное принципиальности сотрудников Комитета госконтроля, которых не остановили новомодные проклятия и угрозы "праведника", а во-вторых, понять одну простую истину - государство очень уважает свободу совести, но перед законом все должны быть равны. И желающие въехать в рай на чужом горбу пусть на этот счет не заблуждаются...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter