Как получать высокие доходы от внутреннего туризма в Беларуси?

В распахнутые двери не стучатся

Корреспонденты «Р» разбирались, как и что мешает нам повысить свою привлекательность и получать высокие доходы от внутреннего туризма
О том, что Беларусь — ухоженная, гостеприимная и открытая для всех страна голубых озер в центре Европы, можно прочитать в любом туристическом буклете. Правда, похвастаться наплывом туристов, к сожалению, мы не можем. И вроде бы все у нас есть для того, что бы их принять, но чего-то не хватает. Ни сельский туризм, ни программа экскурсионных поездок, ни постоянно развивающийся гостиничный рынок пока не в состоянии увеличить долю туристических услуг в ВВП страны. Корреспонденты «Р» разбирались, как и что мешает нам повысить свою привлекательность и получать высокие доходы от внутреннего туризма.


Наш туризм — очень противоречивая отрасль. Все о нем говорят, заботятся, считают одним из драйверов и экономики, и экспорта, да и просто важным элементом имиджа страны на международной арене. Ему посвящают многочисленные программы, создаются рабочие группы, выстраиваются инициативы и концепции. Все про него слышали, но как он выглядит, никто толком-то и не знает. Статистика бросает только скупые цифры: сколько въехало-выехало, из какой страны… А так хочется подробностей. С каким достатком люди посещают нашу страну? Какие услуги ищут? Много ли денег оставили во время поездки: на питание, проживание, развлечения, сувениры?.. Сколько налогов государство получило с каждого гостя? На расширенном круглом столе, посвященном внутреннему туризму, оказался не одинок в своей любознательности. Участники рынка тоже жаждут конкретики. К сожалению, вопросов звучало больше, чем ответов. Даже закралась крамольная мысль: а как, собственно говоря, можно развивать неизвестность? Нет, некорректно выразился. Развивать можно даже миф, закопать большие инвестиции — это несложно сделать. Проблема — заработать и их вернуть. Пока не особенно получается. Страна с завидным упорством рвется в лидеры по посещаемости, а в ВВП туристические услуги удается рассмотреть только под микроскопом.

«Стол» действительно получился расширенным: больше чем на сто человек. Пришли представители профильных госорганов, турфирм, компаний, предоставляющих сопутствующие услуги, отельеры, зарубежные эксперты… Словом, репрезентативность публики не вызывала сомнения. Но все выступления условно можно было разделить на три категории: что в области туризма у нас есть, что планируем сделать и сослагательно-мечтательная тема из разряда «а вот если бы…».

Директор по продажам и маркетингу Федор Бухвалов с профессиональной честностью заявил: «Чтобы гостю приехать к нам из дальнего зарубежья, необходимо очень сильно этого захотеть». Охлаждают не самые дешевые визы, дорогие авиаперелеты. Не добавляют вожделения и мелкие неожиданности, подстерегающие уже в аэропорту. «Европейцу сложно объяснить, почему для покупки обязательной страховки, которая стоит пять евро, ему приходится отстоять очередь в аэропорту полтора часа!» — разводит руками отельер.

Алексей Подрез из ivent-компании TDIExtra считает: расценки в отелях у нас запретительные для европейских заказчиков выездных корпоративных мероприятий. Начинают они сравнивать стоимость на размещение в Польше, Чехии и дают отказ нашим коммерческим предложениям, добавляя ремарку: шансы есть, но если наши 4—5-звездочные будут стоить как 3-звездочные в восточной зоне ЕС. Не густо в стране и с уникальными достопримечательностями, чтобы нигде в других странах не встречались. Комплекс «Линия Сталина» — прекрасен, но почти одинок. Сильных по европейским меркам музеев в стране тоже фактически нет.

Будут ли решены эти проблемы? Возможно, когда-нибудь. Представители тур-индустрии особых иллюзий не питают. «Навряд ли у государства где-то отложены лишние деньги на стремительное развитие музеев», — в точку попал эксперт. Нет, совершенно несправедливо будет сказать, что страна уж совсем топчется на месте. Уже есть неплохая логистика, инфраструктура, хорека… Есть чем людей занять. По мнению Федора Бухвалова, потенциальному туристу осталось только ответить на три фундаментальных вопроса: как, на чем и зачем ехать? Впрочем, они же стоят и перед нашей отраслью.


А они-то почти риторические. Какое направление туризма ни возьми, оно напоминает безалкогольное пиво: вроде бы все есть, но чего-то все-таки не хватает. Экскурсионные поездки? Но маловато у нас мест исторического паломничества. Да, есть Мирский и Несвижский замки, жемчужины мировой архитектуры. Но, во-первых, для их осмотра хватит всего двух дней. Во-вторых, они забиты туристами под завязку, работают на грани пропускной способности. Сельский туризм — отличная тема. Но только она не может вечно вдыхать искру в отрасль. Да и нет в наших усадьбах чего-то сверхуникального, чтобы мчаться туда с другого конца света. Это проект узкого, пригранично-регионального калибра. Событийные поездки вносят свою лепту в привлекательность страны. Но не очень много мероприятий мирового масштаба у нас проходит. Их частота и масштаб не могут стабильно привлекать толпы иностранцев.

Пожалуй, самое перспективное направление — MICE, что в переводе на русский звучит как деловой туризм. Особенно хорошим может быть спрос у российских да и международных компаний. Страна у нас доброжелательная, толерантная, нейтральная. В нынешней геополитической напряженности и всплеске националистического патриотизма это очень ценится. Сам того не ведая, Минск становится отличной географической точкой для проведения симпозиумов, конференций, семинаров. Однако ivent-агентства добавляют дегтя в бочку меда. Самые денежные заказчики — крупные компании, которым надо на выезде собрать в одном месте 3—8 тыс. человек. Но в Беларуси нет столь вместительного конгресс-холла. И отсутствие профильного зала не обойдешь. Самое большое помещение вмещает максимум 800 человек. Это — предел. Но слишком мало, чтобы являться игроком на международном рынке. Несомненно, можно выкрутиться и провести мероприятие в «Минск-Арене», футбольном манеже. Только дорого получается. А выбор-то у заказчиков большой: запросы одновременно отправляют в Чехию, Литву, другие страны. И выбирают оптимальный вариант. «В нашу компанию ежегодно приходит потенциальных предложений о сотрудничестве на 40 млрд рублей, реально ежегодно обрабатываем на 50 миллионов», — утверждает Алексей Подрез.

Словом, очевиден факт: наша туристическая отрасль не просто недоинвестирована — в ней образовались серьезные перекосы. Отели построили, а размещать в них некого. Придорожный сервис организовали, но поток путешественников с трудом обеспечивает его выживание. Если бы поднажать по каждому направлению, страну можно превратить в туристическую Мекку.


Но… в теории. Во время круглого стола на несколько миллиардов долларов насчитал объектов, которых в стране не хватает до полного гостевого счастья. Но какова их окупаемость? Какой мог бы стать оборот, скажем, у TDIExtra, если бы появился конгресс-холл? Алексей Подрез затруднился ответить на сей вопрос. И это — огромная проблема. Если рынок не изучен, то инвестировать в него крупные суммы сродни игре в рулетку. Или поиску нефти без геологоразведки. Поэтому и вкладывают-то средства в многофункциональные объекты. Гостиницы рано или поздно понадобятся. По крайней мере, шансов использовать их по назначению больше, чем у узкопрофильного конгресс-холла.

Пробуксовка нашей туристической отрасли не в визах или наличии каких-то объектов, а в отсутствии стратегии. Исходя из реалий наших возможностей и потребностей гостей, которых мы тоже толком не знаем. Лозунг «Мы открыты всему миру!» свидетельствует о нашем дружелюбии, но не коммерческом потенциале. Продавать туры на всех континентах — несбыточная мечта, которой не удалось достигнуть даже топовым туристическим странам. Они концентрируют маркетинговые усилия на нескольких государствах. И развивают максимум 2—3 туристических направления, но делают их самой сладкой и желанной конфеткой. И под них разрабатывают стратегию: с оценками рынка, цифрами, сроками, конкретными показателями… Государство содействует этому процессу, но в пассивной роли. Главная движущая сила — бизнес. Но дорожные карты разрабатывают не просто компании или инициативные предприниматели, а профильные ассоциации отельеров, музеев, турфирм, перевозчиков и так далее. Есть ли у нас такие общественные организации? Владеют ли они подробной статистикой по своим профессиональным направлениям? Риторический вопрос.

Снова все проблемы возложить на государство? А потом критиковать «глупых чиновников»? А что сегодня предлагает бизнес? Пустить демпинговые лоукостеры в белорусское небо? Угробим национального перевозчика. Да и бог с ним, если бы туриндустрия смогла «закрыть» выпадающие доходы. У кого есть уверенность и ответственность, что дешевые билеты повысят доходность Минска от гостей до 3—4 млрд долларов, как у Амстердама? У кого есть не предчувствие, а уверенность, подкрепленная цифрами, расчетами? А без стратегии, анализа рынка, сбора статистики бесполезно обсуждать любые проблемы. Словом, поговорить можно, а развивать…


С деньгами надо расставаться легко


Белорусы — нация весьма мобильная. Недаром же мы лидируем по количеству шенгенских виз. Ежегодно в дальнее зарубежье устремляются почти 5% наших соотечественников. Конечно, ездят люди за границу и в командировки. Но немалое количество — отдохнуть, расслабиться, походить по магазинам, набраться новых впечатлений… Сколько валюты утекает из страны с туристами, точно сказать затруднительно. Счет идет на сотни миллионов и миллиарды долларов. Как было бы замечательно часть их оставить в стране. Благо развлечения, которые по качеству и уровню ничем не хуже заграничных, наша индустрия может сгенерировать.


«Пока не научимся продавать наши услуги внутри страны, сложно говорить об их экспорте», — утверждает представитель ООО «Группа Нэф» Олег Романов. Его компания  совместно с РУП «Белоруснефть» занимается реализацией глобального для страны проекта Belarus N. Основная идея — концептуально сформировать серию тематических маршрутов под одним зонтичным брендом. Причем «замкнуть» их на заправках «Белоруснефти». На них же выделить место для продажи сувениров, ремесленной продукции, связанных с маршрутами продуктов питания. Например, если маршрут называется «медовый», то будет он пролегать через пасеки. А на АЗС можно будет приобрести настоящие соты. Этой идеей планируется объединить десятки профильных компаний. За «Белоруснефтью» остается задача создать соответствующую идейную и информационную оболочку продуктов.

Резон для нефтяников расширить спектр своей деятельности вполне очевиден. Скажем, на Западе все большую популярность набирают автомобили на альтернативных видах топлива, обороты заправочных колонок падают. Снижающиеся доходы они восполняют за счет других, самых разнообразных услуг. Они уже составляют до 80% от доходов европейских заправок. Не питают иллюзий и в «Белоруснефти». По некоторым предположениям, розничная торговля нефтепродуктами через пару-тройку десятков лет окажется на грани вымирания. Если кардинально не пересмотрят свой бизнес.

Собственно говоря, углеводородное направление в Беларуси уже просело. Главным образом из-за региональных метаморфоз: взаимные санкции России и западных стран значительно уменьшили транзитный поток через нашу. Продажи топлива, особенно на магистральных направлениях, снизились на 20—30%. И туристические проекты должны оживить заправки. Учитывая, что каждый день на них заправляется 300—350 тысяч человек, которые уже в той или иной степени являются путешественниками. Сам Бог велел предложить им посмотреть что-то увлекательное в окрестностях. Благо все достопримечательности маршрута планируется располагать относительно недалеко от «базовой» АЗС — на расстоянии 30 километров. Для автомобилиста — почти рядом.

Олег Романов отметил: расценки на туристические услуги предполагается делать демократичными относительно аналогичных зарубежных развлечений. Но супердешевизной они страдать не будут: проехаться по маршруту обойдется в 50—150 долларов в эквиваленте. Эксперт отметил: продукт рассчитан на белорусов с достатком выше среднего. По его оценкам, со среднедушевым доходом тысяча долларов и выше. Таковых специалист насчитал аж 500—600 тысяч.

Надо отметить, что расчеты Олега Романова кардинально отличаются от официальной статистики, которая утверждает, что в среднем на одну семью приходится денежный доход в 6,3 млн рублей. Небольшой процент белорусов могут похвастаться тысячей долларов живых денег на каждого члена домохозяйства. Но Олег Романов парирует: если судить по ряду других исследований и оценок, которые учитывают не только легальные, но и неконтролируемые доходы, состоятельных людей в стране окажется намного больше. Как раз приблизительно те 5% от населения, которые с той или иной регулярностью выезжают за границу. Значит, средства-то на руках у населения имеются.

Впрочем, остается открытым еще один вопрос: захотят ли белорусы с неучтенными доходами так или иначе «светить» их на родине. Не исключено: именно по причине неофициального происхождения своих богатств соотечественники и ездят кутить за границу. Подальше от бдительных глаз родных контролирующих и правоохранительных органов. Удастся ли новым предложениям на поле внутреннего туризма преломить эту тенденцию?

Владимир АНТОНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter