Путин полностью поддержал действия Центробанка

В.Путин: Надо работать!

Всю последнюю неделю в российских СМИ царила не только паника
На фоне тревожных прогнозов по поводу стремительно набирающего обороты экономического кризиса в РФ и обвала рубля в Москве прошла пресс–конференция Президента Владимира Путина. Сказать, что от нее многого ждали, — значит ничего не сказать. Всю последнюю неделю в российских СМИ царила не только паника (кстати, она во многом и способствовала обвалу рубля), но и некоторое недоумение: знает ли правая рука о том, что творит левая? 

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина повысила учетную ставку, и в эффективности этого шага усомнились даже ее ближайшие заместители. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, в свою очередь, объявила, что с учетом текущей ситуации в экономике возникнут трудности с исполнением бюджета. А министр экономического развития Алексей Улюкаев и вовсе заявил о наличии в стране аж трех кризисов одновременно. Причем, заметил он, в какой–то мере «мы сами его и готовили» в части недостаточного реформирования экономики. После таких заявлений неудивительно, что россияне ринулись штурмовать обменники. А настроение всех партнеров и соседей России очень ярко выразила на пресс–конференции журналистка из Казахстана, напомнив, что с 2015 года заработает Евразийский союз, и задав Владимиру Путину предельно конкретный вопрос: «В условиях кризисных явлений не превратится ли общий рынок в общий кризис?»

...Отвечать на такие вопросы руководителю очень трудно. Потому что есть экономические проблемы. А есть восприятие людьми этих процессов и проблем. И именно второе решает все. Какие бы умные рецепты ни предлагались — без доверия людей они превращаются в прах. Не зря говорят, что экономика — это наука о поведении людей. Когда–то Чубайса в разгар кризиса спросили: «Можно ли обманывать народ?», он ответил: «Не–об–хо–ди–мо!» Имелось в виду, что лучше не говорить всей правды, чтобы не провоцировать панику. Но прав и незабвенный Виктор Черномырдин, выдавший крылатую фразу на все времена: «Правительство — это не тот орган, где можно одним языком». Кстати, и первый, и второй в тяжелейшие для России времена не вылезали из Думы, предлагая и отстаивая перед депутатами свои антикризисные программы.

Нечто подобное ждали и от Владимира Путина. Ведь сегодняшний кризис в России сравнивают и с дефолтом 1998 года, и с мировым финансовым кризисом 2008–го. И сегодня в Думе шумят «народные витии», дожидаясь, что им в качестве сакральной жертвы принесут голову Эльвиры Набиуллиной.

Не принесут. Президент на пресс–конференции полностью поддержал действия Центробанка, правительства и всех, как он выразился, административных структур, которые действуют правильно и адекватно. «Отскок в плюс неизбежен», — уверенно заявил Владимир Владимирович.

Но чем обоснована такая уверенность? Ведь Владимир Путин не стал скрывать, что нынешняя неблагоприятная конъюнктура, из–за которой у России возникли трудности, может продолжаться до 2 лет... Если за два дня евро вырос до 100 рублей, то что случится за 2 года? И что надо делать в эти ближайшие годы?

Вот как раз в этом месте все приготовились услышать новую антикризисную программу, основанную на всех тех политических изменениях, которыми был так богат нынешний год. Ведь почему, по мнению российских властей, возник в стране кризис? Сегодняшняя ситуация, говорят они, во многом спровоцирована внешними факторами. Россию наказали санкциями за то, что она хочет идти своим путем.

По-моему, многие и в России, и за пределами ожидали услышать, каким же своим путем, отличным от всего остального мира, собралась идти Россия.

Какие национальные проекты запланированы? Какие ресурсы готова задействовать Россия, чтобы сделать рывок в будущее и всему миру доказать свою состоятельность? Чем готова пожертвовать и как отстоять свою самостоятельность? И, наконец, найдутся ли в России свои национальные Морганы, Эрхарды, свой Ли Куан Ю, которые будут вкладывать в Россию все свои таланты и все свои состояния?

Вопрос именно в этом, а не в Крыме, западных санкциях или прочих кознях «собирательного Запада». Если страна оказывается на геополитической развилке, испытывая давление из–за собственного выбора, она должна доказать этот выбор четкой и ясной программой действий. Понятной и гражданам своей страны, и ближайшим партнерам.

Владимир Путин сказал об этой программе действий одним коротким словом — приспосабливаться.

Раньше, сказал он, страна сидела на нефтяной игле, потому что так деньги были большие и быстрые. Теперь конъюнктура другая, цены на нефть низкие и экономика должна приспособиться к этой новой реальности. Она должна сама диверсифицироваться.

Но, с другой стороны, по мнению Путина, неизбежно наступит момент, когда мировая экономика укрепится и рост цен на энергоносители пойдет вверх. И тогда Россия вновь будет на высоте, потому что приспособится к росту мировой экономики.

Противоречие? Напротив. Эти два варианта показывают, что никакого «своего пути» в нашем взаимосвязанном мире нет, и каждый должен приспосабливаться, подстраиваться под другого, работая вместе.

И последнее. Насчет элиты, которая должна проявить себя в тяжелые времена. Нет никакой элиты, сказал Путин. Российская элита — это работяги, на плечах которых держится вся страна. На них одна надежда. Думаю, что народ России с этим согласится.


Советская Белоруссия №242 (24623). Пятница, 19 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter