В порядке очереди. Махинации «нуждающихся» с квартирами и земельными участками завершатся 19 февраля?

Исполкомы уже давно не видели такого наплыва посетителей. Желающих стать в жилищную очередь по «старым правилам» оказалось больше, чем можно было даже предположить.

Исполкомы уже давно не видели такого наплыва посетителей. Желающих стать в жилищную очередь по «старым правилам» оказалось больше, чем можно было даже предположить.

Исполкомы уже давно не видели такого наплыва посетителей. Желающих стать в жилищную очередь по «старым правилам» оказалось больше, чем можно было даже предположить. «Ажиотаж возник с ноября!» – комментируют ситуацию в администрации Фрунзенского района столицы. Люди становятся в очередь на жилье, разделяют уже существующую… Активность связана с тем, что на днях вступает в силу президентский Указ № 543, который скорректировал правила постановки на учет нуждающихся. Все дело в том, что очередь по стране растянулась на 700 тысяч человек и практически не движется: в год она прирастала более чем на 100 тысяч граждан, а жилье получали, к примеру, только 15 тысяч… Проблема в том, что многие пользовались прорехами в законодательстве и получали льготное жилье, не нуждаясь в нем. Ажиотаж затронул не только квартиры – люди пытаются успеть получить земельный участок под Минском на льготных условиях, чтобы не пришлось ждать пять лет. Но, по словам председателя Госкомимущества Георгия Кузнецова, не спешат строить, поэтому комитет собирается ввести норму, которая требует застроить участок в течение четырех лет.

В Боровлянском сельсовете Минского района идет настоящая борьба: в приемные дни сюда приходит по 70—80 человек (бывает и больше!)  — очередь растягивается на несколько дней. Начиная с прошлой весны сельсовет прирос более чем 1250 новыми жителями.
— Свободных участков нет. Только в первом списке больше тысячи человек, — говорят здесь. — Но к апрелю новые участки должны появиться...
Если бы размеры регионов страны зависели от количества нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, то Минский район разросся бы на несколько областей. Судите сами: на Минщине в очереди на получение участков под строительство стоит более 29 тысяч человек, из них в Минском районе — около 17,8 тысячи. Проверки областной прокуратуры показали, что в прошлом году в пристоличном районе было выделено 4,2 тысячи участков, но к их освоению приступили только в каждом шестом случае. Получается, что пять человек из шести взяли землю для перепродажи. Применяется простая “серая” схема: находится покупатель, за счет которого оформляется вся документация и начинается строительство дома, затем недострой консервируется и вполне законно вместе с участком переходит к новому владельцу.
В сельсоветах объясняют: первый пик “повышенного спроса на землю” был летом, когда вступил в силу Указ № 64 о новых правилах выделения участков под строительство. Многие тогда бросились регистрироваться в Минский район — Боровляны, Ждановичи, Колодищи. Сейчас же говорят о второй волне ажиотажа — люди торопятся стать в очередь, пока не изменились правила игры в этой сфере.
После вступления в силу Указа Президента № 543 будут откорректированы требования и к получению участков в пристоличном районе. В частности, если раньше, чтобы стать на очередь в Минске, требовалось ждать пять лет, то теперь в законе появилось и другое существенное дополнение.
— По новому указу пятилетний срок введен и для очередников Минского района. Раньше схема была простая: граждане, имевшие квартиры в столице, регистрировались в районе и становились здесь на учет. Действительно, почему было не построить еще одну квартиру в тех же Боровлянах? — объясняет начальник управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза Наталья Качан.
Иначе говоря, по новым правилам требуется прожить в районе пять лет, чтобы стать в очередь. Теперь уже не будет смысла срочно прописываться в Минском районе и получать бесплатный участок. Раньше вал “нуждающихся” приводил к тому, что в каждом доме было зарегистрировано по 20—40 человек, и очередь значительно растягивалась.
— Указ снимет напряженность, — уверена председатель Лошанского сельсовета Галина Кондратенко. — Бывает, человек регистрируется, становится на учет. А потом согласно справкам, полученным из Национального кадастрового агентства, выясняется, что в наличии у него имеется недвижимость. Согласитесь, если у человека в Минске две квартиры, а в Лошанах он нуждающийся, — это несправедливо. Хотя наш сельсовет и отдаленный, желающих достаточно. На каждый участок приходится три заявления. Думаю, нужно выделять земельные участки по кадастровой стоимости — кому нужно, тот все равно купит. Главное, чтобы не было перепродажи.
Такого же мнения придерживается и Владимир Чернушевич, директор агентства недвижимости. Пять лет ожидания перед постановкой на учет, как предусмотрено указом, не решит проблемы, просто отложит ее на время, считает он: “Лучше действовать иначе: если хочешь получить землю — выкупай ее в собственность по кадастровой стоимости и делай что угодно. И все-таки нужна норма, которая требует возвести дом в течение трех лет”.
В Минской областной прокуратуре говорят, что земельный ажиотаж захватил практически всех. Участки берут даже те, у кого попросту нет денег на оформление документации. На замечания специалистов исполкомов по этому поводу слышен один ответ: “Не ваше дело”.
Тем не менее введение пятилетнего срока — хороший сдерживающий фактор. Те, кто успел стать в очередь, в ней и останутся — обратной силы закон не имеет, но ажиотаж спадет. Правда, специалисты предполагают, что люди, которые гонятся за участками, пойдут в другие районы, где пока есть больше шансов получить землю под строительство. В прокуратуре заверяют: к такому повороту событий готовы. Однако можно быть уверенным, что битва за землю вокруг Минска не прекратится, равно как и попытки ее перепродажи. Остается надеяться, что после Указа № 543 появятся и другие акты, которые сделают земельные отношения проще и прозрачнее.

Что поменяется?

Пять ключевых изменений, которые вносит новый указ

1. На человека — 15 “квадратов”. На учет принимают граждан, которые обеспечены жилплощадью менее 15 квадратных метров на человека. Это касается членов семьи собственника, нанимателя соцжилья и членов его семьи.
2.Справку будут требовать у всех. Независимо от того, сколько человек становится на учет, справка о находящихся в собственности жилых помещениях в данном населенном пункте будет запрашиваться у всех, кто проживает в квартире.
Зачем: отец и мать могли стать на учет как нуждающиеся, в то время как у сына была трехкомнатная квартира. Теперь нуждаемость будет определяться из всей жилплощади.
3.Повторного строительства не будет. Для тех, кто построил квартиру на льготных условиях и не зарегистрировал права собственности, шанса построить жилье еще раз не будет.
Зачем: люди получали квартиры, но занимали их на основании договора найма, аренды либо безвозмездного пользования, с одной стороны, имели жилплощадь, с другой — оставались “нуждающимися” в глазах закона.
4.Раздел очереди стал строже. Совершеннолетних членов семьи принимают на учет не с даты рождения, а с даты наступления совершеннолетия. На учет вы становитесь с момента подачи заявления, поэтому лучше не медлить.
Зачем: сильно растягивалась очередь — родители “отстаивали” большую часть срока. Теперь придется выбирать: либо разделить очередь и ждать еще полтора десятка лет, либо получить жилье с родителями.
5.Перевод на другое место работы. Если вас переводят на другую работу, вы можете стать там на учет с того же момента, когда вы стали на учет на предыдущем месте. Этот механизм действует, если вы подаете заявление в течение шести месяцев с момента поступления на новую работу.
Зачем: часто человек не становился на учет и в течение года, но когда видел, что дом строится, то “вклинивался” в уже утвержденные списки.

Компетентно
Начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры Александр ГОРВАЛЬ:
— Указ № 543, который ужесточает правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, повлияет на политику кредитования: он позволит более адресно направлять государственную помощь в виде кредитов и сконцентрировать строительные мощности для того, чтобы вводить жилье для действительно нуждающихся, а не для тех, кто сумел подвести себя под эту категорию. Меньше будет шансов для манипуляций — льготное жилье не получат те, кто реально обеспечен жилплощадью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter