В пользу ошибающихся...

Первый раз в первый класс. Первые уроки, домашние задания, отметки, похвалы - такого развития событий ждет от школы любящий родитель, для которого его ребенок всегда - самый-самый. А если "самый" - но со знаком "минус"?
Первый раз в первый класс. Первые уроки, домашние задания, отметки, похвалы - такого развития событий ждет от школы любящий родитель, для которого его ребенок всегда - самый-самый. А если "самый" - но со знаком "минус"? Если его учение для всей семьи - сплошное мучение, а дневник "оброс" "двойками"? Не спешите читать нотации, не хватайтесь за ремень с грозным криком "бездарь!" Очень может быть, что успеваемость ребенка - это уже не ваша головная боль, а забота специалистов - логопедов и психотерапевтов.

Еще наши бабушки и дедушки жаловались на неумение детей правильно писать, но они даже представить себе не могли, что всеобщая безграмотность достигнет таких масштабов, и нынешние родители без труда будут оперировать такими терминами, как дислексия, дисграфия и дискалькулия. Расстройство чтения, письма и счета - беда не десятков, не сотен, а тысяч и тысяч детей. Российские ученые вообще считают, что писать правильно в начальной школе априори не способен каждый третий ученик, читать - каждый десятый. Хуже того, как показали исследования в Санкт-Петербурге, более половины дошкольников просто обречены на неуспеваемость по русскому языку. В сущности, любой из нас может вспомнить такого одноклассника - вроде бы все при нем, а в классный журнал без слез не взглянешь. "И дело здесь не в IQ и не в лени, - считает заведующая отделением психотерапии Минского городского психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. - Просто вдруг "выпадает" какое-то звено, какая-то психическая функция мозга, и без помощи врачей ребенок уже физически не может учиться так, как его сверстники. Увы, к специалистам попадают далеко не все, а только те, у кого педагог оказался мудрым или родители проявили настойчивость".

Как утверждает логопед Людмила Царюк, особенности многих таких детей - по-научному алаликов - часто заметны уже с младых ногтей. Малыши играют, интересуются миром, но не понимают, что им говорят, или не могут выразить мысль сами, не узнают знакомые слова и не соотносят их с предметами. В школе сбои в "причинно-следственном механизме" аукаются и в чтении (ребенок читает, но не понимает), и в правописании (он делает массу глупых ошибок, путает близкие по виду буквы, предложение пишет одним длинным словом и т.п.). В общем, когда говорят "нет чувства языка", - это про алаликов.

Как появляются "троечники поневоле"? Медики выявили множество факторов риска: это и осложненные беременность мамы и роды, и заболевания, особенно инфекционные, в первые годы жизни ребенка. Часто бывает так: шестилетний малыш бежал, упал, ударился головой - и после этого его как "замкнуло". Весьма опасны и любые воспалительные заболевания в области головы - ангины, стоматиты, отиты, аденоиды, кариес. Родители нередко отмахиваются от этих "детских" болезней, между тем любой невропатолог скажет вам, что те же аденоиды наносят мозгу огромный вред: ребенок неправильно дышит, а значит, ослаблен, а значит, у него будет плохо развиваться речь, зато пышным цветом расцветет букет других недомоганий. Как правило, расплатой за такой недосмотр становятся два первых класса школы, когда букварь превращается для маленького ученика в китайскую грамоту. Но даже тогда специалисты советуют принять это как данность и не превращать свою жизнь и жизнь малыша в кошмар. Давить на "троечника поневоле" - все равно что ругать безногого за то, что он не бегает. Во-первых, дисграфию, дислексию и алалию можно и нужно лечить, в том числе и с помощью специальных лекарств, подкармливающих кору головного мозга. А во-вторых, сам мозг устроен так удивительно, что вдвое компенсирует нарушенные функции за счет других, вот почему "троечники поневоле" все равно рано или поздно адаптируются к жизни, более того - часто обнаруживают в себе какие-то уникальные способности. За примером далеко ходить не надо: один из корифеев белорусской математики, на лекции которого сбегались студенты со всего Минска, писал так, что краснели его аспиранты. Похожая метаморфоза произошла недавно и с обычным подростком: родители с превеликим трудом дотянули его до 9-го класса, правдами и неправдами пристроили в училище краснодеревщиков - а тут выяснилось, что он просто гений в этом деле! У алаликов - прекрасный музыкальный слух (послушайте Надежду Кадышеву), а дисграфик, с боем осваивая буквы, всегда в любимчиках у учителя рисования.

Другое дело, что с пониманием к эдаким неучам должны относиться и учителя. Медики, допустим, не видят ничего плохого в том, чтобы ребенку с дискалькулией на какое-то время разрешили пользоваться калькулятором - ну не посчитает он иначе! А как по справедливости оценить второклассника-дисграфика, который два месяца назад делал в диктанте 20 ошибок, а теперь - 6? Для психотерапевта это "всего 6" - он-то знает, что его подопечный совершил колоссальный рывок вперед, а для учителя - "целых 6!", поэтому он как ставил "двойку", так и ставит. Выходит, и инвалид-"колясочник", выехавший на беговую дорожку, тоже заслуживает только низший балл, ведь он никогда не преодолеет ее столь же быстро, как пышущий здоровьем спринтер?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter