В Минске больных с переломом шейки бедра ставят на ноги за сутки

В полном суставе

Перелом шейки бедра... Казалось бы, что в этом особенного. Многие части тела ломаются. Упал. Сломался. Гипс. Увы, в этом случае такой принцип не срабатывает. Почему? В первую очередь это связано с необходимостью хирургического вмешательства. А здесь, согласитесь, не все так просто и быстро, как хотелось бы. Вторая проблема будет посложнее: в большинстве случаев бедро ломают пожилые люди с букетом сопутствующих патологий. Как ни печально прозвучит, но еще год назад статистика была такова: 30% из них просто-напросто умирали в первый год после травмы. Сейчас показатель уменьшился в десятки раз. Чтобы выяснить, как нашим врачам удалось выиграть партию у смерти, отправляемся в РНПЦ травматологии и ортопедии. 

Заведующий приемным отделением Сергей КАЗАЕВ уверен: вскоре оптимизация приема пациентов с переломами шейки бедра придет в регионы.

Из бедра воды не пить

Сразу направляемся в приемное отделение — место, с которого начинается любая больница. Именно здесь сосредоточен весь поток пациентов. В порядке живой очереди их распределяют по другим отделениям. Четыре из пяти исцеляются уже на этапе приемного и уходят на амбулаторное лечение.

Среди всех больных обязательно попадутся 2—3 человека в день с переломом шейки бедра. Зимой таких «счастливчиков» бывает раза в три больше. Молодых среди них — единицы. Да и «ломаются» они в основном не в бытовых условиях — при падениях с высоты, во время занятий горнолыжным спортом, в дорожно-транспортных происшествиях. 

— Шейку бедра чаще ломают пожилые люди, потому что у них координация движений нарушается из-за остеопороза. И перелом просто не срастается. Дело в том, что с возрастом одна из трех артерий, которая обеспечивает сустав кровью, зарастает и перестает функционировать, — проводит карандашом по экрану компьютера, показывая снимок бедра, заведующий приемным отделением ГУ «РНПЦ травматологии и ортопедии», врач высшей категории Сергей Казаев. — А сосуды, которые питают шейку бедра, в момент травмы просто рвутся. Если кровь в кости не поступает, то они уже могут и не срастись. 

Оказывается, переломы шейки бедра и вовсе опасны для жизни. Пожилые люди могут не вынести целого комплекта недугов — тяжелую травму плюс сопутствующие заболевания. У них обостряются проблемы с сердцем и давлением, нарушается кровообращение, проявляется дыхательная недостаточность, к ней добавляется пневмония, появляются пролежни. А ведь лежать для восстановления порой приходится по 4—6 месяцев. Раньше травматологи надевали деротационный сапожок на область голеностопного сустава, который не давал возможность ноге  развернуться наружу, либо использовали скелетное вытяжение. Из-за нарушения кровоснабжения такие переломы срастались лишь в единичных случаях.   Чуть позже врачи освоили остеосинтез — методы фиксации перелома, с помощью которых пациента стало возможным перевернуть на бок, активизировать, посадить. Естественно, чтобы быстрее поставить больного на ноги, стали делать операции по замене сустава. 

Ноги пошли заново

Как же поменялась тактика лечения переломов шейки бедра в последнее время? В целом травматологи используют те же технологии и материалы. Однако подход стал другим.

— Раньше мы долго обследовали пациента, думали, что с ним делать. Сейчас тактика изменилась вплоть до того, что человек с переломом шейки бедра сразу же госпитализируется в отделение реанимации. Конечно, при условии, если ему показана операция в ближайшие сутки, — объясняет новый принцип работы травматолог-ортопед приемного отделения ГУ «РНПЦ травматологии и ортопедии» Андрей Ярошевич. — В последнее время нам, наконец, удалось систематизировать и связать работу экстренных служб и реанимационных отделений. 

Проще говоря, сейчас пациенты не лежат неделями, ожидая очереди на операцию. В момент поступления его диагностируют на месте: делают необходимые снимки, анализы, накладывают временную экипировку — те же одноразовые сапожки. И человек отправляется в реанимацию. Операция проходит в течение первых суток. На следующий день пациент может встать на ноги. 

Настолько экстренный режим обследования больных позволяет избавиться от ряда проблем, в том числе и подлечить сопутствующие патологии. Пожилой человек переживает одну травму, а не несколько поочередных. Конечно, сразу не идут на операцию пациенты с тяжелыми заболеваниями. Например, после инфарктов и инсультов. Так ведь и смертный приговор человеку можно подписать.

Люди в возрасте, прооперированные в первые сутки после травмы, восстанавливаются намного быстрее. А смертность в течение года после хирургического вмешательства практически исключается.

— Вот смотрите, Галина Петровна поступила в приемное отделение в понедельник в 14.40 с переломом шейки бедра. На снимке видно, что конечность укорочена и деформирована, — открыл электронную базу Сергей Яковлевич. — Она поступила сразу в реанимацию. Мы взяли у нее много анализов. Снимок сделали в начале четвертого. На следующий день в 11.00 у нее уже стоял эндопротез. Сейчас пациентка практически сама ходит.

Травматолог-ортопед Андрей ЯРОШЕВИЧ и медсестра Людмила ПРОКОПЕНЯ планируют поставить пациентку на ноги после перелома шейки бедра уже через неделю.

Обкатали на ура

На приеме у травматолога мы застали 76-летнего Николая Александровича. С врачебными делами он знаком не понаслышке, ведь раньше сам работал терапевтом. Но вот не повезло — оказался на месте пациента: 

— Меня прооперировали две недели назад, сейчас уже нахожусь в процессе восстановления. А поступил с переломом шейки бедра. Просто ступил как-то неправильно – и все. У жены моей ситуация более сложная. У нее остеопороз, поэтому до операции дело, наверное, не дойдет.

Почему же еще год назад переломы шейки бедра не получалось лечить экстренно? Новый принцип лечения, как оказалось, потребовал концентрации немалых ресурсов. Реанимация всегда переполнена пациентами из разных отделений после протезирования. Кроме того, протезов и фиксаторов не хватало на всех, не хватало новой техники.

Сейчас травматологи сталкиваются с нехваткой имплантов и подготовленных кадров. Ведь в экстренной операции задействованы силы не одного врача и даже не одного отделения. Конечно, травматологам было проще работать по плану. Но эффективность перемен оказалась просто ошеломляющей: смертность пожилых людей после операций приблизилась к нулю.

Пока что так быстро и качественно принимать пациентов с переломами шейки бедра научились лишь в РНПЦ травматологии и ортопедии. Сюда все еще везут тяжелых «клиентов» с регионов. Однако специалисты уверены: в скором времени опыт РНПЦ травматологии будет внедрен по всей республике.

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter