Культ молодости уходит

В полном расцвете сил

Жить с двадцатилетним лицом и пятидесятилетним сердцем? Тратить все сбережения на агонию молодости, отдаваясь на милость пластической хирургии? Если лет 15 — 20 назад это считали современным отношением к жизни, сегодня же расценивается как явная глупость. Сложно представить, но культ молодости — больше не властитель умов и не фаворит. Стареть теперь вовсе не страшно! Не потому, что филлеры творят чудеса, а импланты как натуральные. Кажется, мир повзрослел, образумился, повернув свою голову в сторону людей зрелого возраста с интересом, даже некоторым восхищением. А ведь мы говорим об обществе, где недавно слова в адрес 23–летней девушки о том, что она выглядит младше своих лет, вызывали у нее же бурный восторг...

Заметьте, меняются критерии оценки и восприятия людей. Говорить теперь о том, что вот тот молодой, а этот — старый, сегодня не просто дурной тон, но еще и неразумно. Окружение все чаще меряют не прожитыми годами, а энергетическим статусом. И определения «полон энтузиазма» или «в вечной апатии и миноре», согласитесь, намного информативнее. Они дают больше представления о том, чего ждать от человека, нежели просто сведения о его возрасте. Это объективно. К тому же многие люди достигают пика своей физической формы и красоты, того, что называют «в полном расцвете сил», будучи определенно старше 25 — 30 лет.

Все же хочется покопаться в истории вопроса. Культ молодости встал на ноги и расправил свои широкие крылья в 60–е годы сложного XX века. И это стало главным вдохновением для маркетологов. Товары и услуги для молодых людей наполнили магазины, торговые центры, молы и супермаркеты от пола до потолка. Параллельно с этим шел процесс подавления и разрушения культуры зрелости. Тридцатилетние даже не хотели говорить о своей жизни после 50, ведь уже этот возраст ассоциировался с плохим здоровьем и внешним видом, невостребованностью, скудными финансами, чуть не полным крахом. В общем, «спектакль окончен, гаснет свет...». Потому естественный физиологический процесс взросления стал призывом к неистовой борьбе. В массмедиа просто не было никаких положительных примеров зрелости и старости. Однако все течет, меняется, возвращается на круги своя... И ныне уже не медленно и со скрипом, а охотно и активно на людей пенсионного возраста обращают внимание социологи, культурологи и предприниматели. Именно для них разрабатывается немало продуктов и сервисов, которые помогут решить их проблемы. И вовсе не звучит крамолой мысль о том, что в возрасте 60+ возможны новые увлечения, смена деятельности и даже, представьте, любовь.

В этом свете большим идиотизмом выглядит история 25–летней давности, когда известный парфюмерно–косметический бренд расторг контракт с прекрасной Изабеллой Росселини накануне ее... сорокалетия. Сегодня самые известные модные дома с гордостью сотрудничают с теми, кто прежде никоим образом не ассоциировался со стилем, шармом и красотой. Это люди 60 — 90 лет! Седовласые, с мудрой искрой в глазах, конечно, морщинами, свойственными возрасту. Не исключено, что так берется реванш за непростительно долгое отрицание «возрастной» красоты. Здесь нет яростного противостояния young — old. Просто модная индустрия, которая, что ни говорите, влияет на умы, с энтузиазмом представляет эстетику людей старшего возраста. Два года назад британская актриса Шарлотта Рэмплинг стала лицом американской косметической марки, перешагнув 67–летний рубеж. Прекрасная француженка Катрин Денев представила рекламную компанию Louis Vuitton, когда ей исполнился 71 год. В полном блеске шарма и обаяния сотрудничала с L’Oreal 70–летняя Хелен Миррен. Наконец, настоящий фурор в мире моды произвел «стильный бородач–пенсионер» Филипп Дюмас...

И все это в русле объективной реальности. Ведь, по прогнозам ВОЗ, к 2050 году пожилое население Земли приблизится к 2 млрд. Каждый третий в мире достигнет пенсионного возраста. Кстати, ВОЗ уже пересмотрела возрастную классификацию. Молодыми теперь считают 25 — 44–летних, средневозрастными — людей от 44 до 60, пожилыми — от 60 до 75 лет, стариками — тех, кому 75 — 90 лет, а дальше идут долгожители. При этом большинство европейцев уверенно полагают: молодость заканчивается только в 55 лет.

Все почему? Меняется отношение людей к самим себе. Образ бабушки, которая только и делает, что печет пироги, вяжет носки и поливает петрушку на подоконнике, уходит в далекое прошлое. Вот вам пример — Рут Флауэрс. Овдовев после 40 лет брака, она решила круто изменить свою жизнь, став... диджеем. И это в 68 лет! Четыре года учебы — и Рут уже профессионал. Она начала выступать в лучших клубах мира, создавая дико популярные диджейские сеты, к полному восторгу молодежной аудитории. Так что, пытаясь одернуть себя или повоспитывать кого–то из близкого окружения, мол, «в этом возрасте уже неприлично», вспомните веселую Рут...

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 198 (25080). Пятница, 14 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter