«Формула-1». Гран-при Катара. Спринт

Полку почетных чемпионов прибыло!

В субботу вечером, практически до начала Гран-при Катара, Макс Ферстаппен стал 3-кратным чемпионом «Формулы-1» и вошел в элитный клуб самых успешных гонщиков королевы мирового автоспорта. Это стало возможным после того, как его напарник Серхио Перес попал в аварию в начале спринтерской гонки, тем самым утратив даже теоретические шансы помешать голландскому чемпиону завоевать свой очередной титул.

Успех лидера команды «Ред Булл» в этом сезоне был предсказуем. Во всех предшествующих гонках, за исключением Сингапура, лишь гонщики австрийской «конюшни» с удивительной стабильностью поднимались на верхнюю ступеньку пьедестала. При этом Макс Ферстаппен победил в 14 из 17 прошедших Гран-при. Поэтому чемпионство голландца было лишь вопросом время. И этот час «Ч» наступил в субботу вечером.

Если судить по статистике, то Макс своим титулом уравновесил группы 2- и 3-кратных чемпионов мира в «Формуле-1». Теперь в них по шесть гонщиков. До этого момента соотношение этих групп было 5 к 7. Что еще любопытно, отец Нелли, подруги Ферстаппена, легендарный среди бразильцев Нельсон Пике, все свои три чемпионских титула завоевывал не в воскресные дни. Первые два раза он стал чемпионом после субботних гонок, а третий раз он стал досрочно чемпионом в 1987 году еще до начала Гран-при. Накануне той гонки его главный конкурент Найджел Мэнсэлл еще в субботу улетел домой, тем самым сделав бразильца чемпионом до старта. Так что субботнее чемпионство Ферстаппена – это как продолжение традиций семьи его бразильской гражданской жены.

В погоню за титулами          

Максу Ферстаппену 30 сентября исполнилось 26 лет. Теоретически он способен стать самым успешным гонщиком «Формулы-1», завоевав еще пять титулов вдобавок к трем имеющимся. Но не только возраст и опыт определяют успешность гонщика. В немалой степени чемпионами становятся гонщики, которым удалось получить в свое распоряжение сильнейшую машину, причем не только на один сезон.  

Мне могут возразить, мол, надо еще и уметь водить быструю машину. Но не будем забывать, что мы ведем речь не о посторонних людях, оказавшихся по воле случая в «Формуле-1», а об элитной двадцатке сильнейших гонщиков этого престижного чемпионата. И, откровенно говоря, любой из них в той или иной мере способен стать чемпионом хоть завтра, если сядет в машину, значительно опережающую болиды соперников. Именно «в той или иной мере». От таланта пилота тоже зависит, как сильно он оторвется от преследователей и насколько стабильными будут его выступления, даже если это и лучшая машина в пелотоне.

Именно погоня за быстрым средством передвижения вынуждала знаменитых чемпионов переходить из команды в команду, разрывать контракты посреди сезона в угоду более перспективным машинам. Некоторым наконец-то удавалось найти то, что искали. И они становились чемпионами. Ален Прост, Айртон Сенна, Мика Хаккинен. Некоторым  судьба дарила такую возможность, но всего единожды. Вспомним хотя бы Дженсона Баттона, Кими Райкконена или Жака Вильнева. Но гораздо больше было таких, которые так и не находили себе команду и машину в пик своего пилотского мастерства, оставшись в истории просто быстрым гонщиком без титулов и чемпионских наград. Жан Алези, Жиль Вильнев, Эдди Ирвайн и др.

Особое место в этой когорте занимает Фернандо Алонсо. На рассвете своей карьеры ему повезло оказаться в нужное время и в нужном месте. И испанец дважды стал чемпионом, прервав затянувшуюся 5-летнюю серию бесспорных побед мировой легенды Михаэля Шумахера и итальянской команды «Феррари». Но затем осечка в «МакЛарен», где, увлекшись борьбой со своим напарником и дебютантом британской «конюшни» юным Льюисом Хэмилтоном, Фернандо упустил свой тогда реальный третий чемпионский титул. Затем были попытки найти себе быструю машину в «Рено», «Феррари», снова «МакЛарен» и даже «Альпине», но все без желаемого результата.        

Попробовал было Алонсо уйти в другие чемпионаты и даже выиграл гонку «24 часа Ле Мана» в ожидании, пока кто-то из конструкторов построит под него быструю машину в «Формуле-1». Такие машины были и в «Мерседес», и в «Феррари», и вот теперь в «Ред Булл», но Фернандо все время оказывался не там, где были чемпионские болиды.

И вот сегодня двукратному испанскому чемпиону уже идет 43-й год. По гоночным меркам он уже глубокий … ветеран. Но Фернандо полон сил и надежд, жаль только, что у него по-прежнему не самый быстрый болид.

Да, на «Астон Мартин» Алонсо способен еще приезжать на подиум, выжимая из своей машины больше, чем даже запрограммировали ее создатели. Но, увы, до побед и тем более до чемпионского титула на этом британско-канадском чуде ему вряд ли добраться.

Так что прогнозы о восьми титулах «непобедимого» Макса можно сегодня рассуждать лишь гипотетически. Грядущие перемены в регламенте способны как укрепить преимущество голландского чемпиона над остальными гонщиками, так и ослабить его. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что надолго серия его побед и титулов не может затянуться в силу объективных причин: «Формуле-1» не нужны сезоны с досрочными титулами и без борьбы за чемпионство. А значит, стоит ожидать мер FIA против гениальных творений Адриана Ньюи в виде дополнительного изменения регламента, введения целевых ограничений и прочего.

В плюс к этой теории можно назвать и человеческий фактор. Хотя сегодня Макс Ферстаппен не выглядит уставшим от своего постоянного успеха, подобное может случиться в любой момент. Ценность побед и титулов с каждым новым успехом будет снижаться все больше и больше. И когда-то голландцу станет неинтересно заниматься тем, что еще сегодня он делает с удовольствием и даже с азартом. Поэтому (лично мое мнение) восемь титулов Макс Ферстаппен не завоюет. По крайней мере, у нас есть еще минимум пять будущих сезонов, чтобы убедиться, насколько я прав или ошибаюсь.

Лучший из дебютантов       

Помимо ожидаемого чемпионства Макса Ферстаппена субботний спринт в Катаре подарил нам еще и сюрприз в виде победы в этой короткой гонке пилота «МакЛарен» Оскара Пиастри. В субботу утром австралиец выиграл поул-позишн, завоевав право стартовать с первого места. А затем он уверенно и без замечаний провел получасовую гонку-спринт, в ходе которой ему довелось сначала уступить позицию более быстрой на тот момент машине «Мерседес» Джорджа Рассела. Но когда быстрые мягкие шины Soft на болиде британца стали терять сцепление с асфальтом, то Оскар вернул себе лидерство, доведя его и до победы.

 Давненько у нас не было в Больших призах столь успешного дебютанта. И это при явном доминировании машин «Ред Булл» на протяжении всего сезона. Напарник австралийского пилота Ландо Норрис тоже финишировал на подиуме, только двумя ступеньками ниже. Понятно, что празднование успеха не могло обойтись без участия действующего и, можно сказать, 3-кратного чемпиона мира Макса Ферстаппена. Голландец на подиуме принимал поздравления не столько со вторым местом, сколько со своим чемпионским титулом. Ну что ж. Он его вполне заслужил. Просто иметь чемпионскую машину недостаточно. Надо еще и научиться ею управлять. Грустный пример Серхио Переса – явное тому подтверждение. Фактически Кубок конструкторов против «Мерседес» или «Феррари» Макс Ферстаппен мог выиграть и в одиночку.

А мексиканец, имея такую же машину, в попытках добиться хотя бы видимой конкуренции с Ферстаппеном, слишком уж часто становится предметом разбирательств у стюардов из-за столкновений с соперниками и нарушений правил при пилотировании. Не удивлюсь, если до конца следующего сезона Перес не сможет остаться пилотом «Ред Булл», несмотря на наличие контракта на весь год.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter