Белорусская позиция была основана на национальных интересах – так на вопрос о Крыме ответил в интервью изданию The Washington Post белорусский министр иностранных дел Владимир Макей

В политике важна последовательность

Почему же фундаментальными принципами белорусской внешней политики стала именно позиция недопустимости пересмотра границ в Европе?

Владимир Макей
Владимир Макей

Ответ на этот вопрос несложен. После того, как Минск не признал результаты референдума о независимости Косова в 2008 году, Беларусь не признала и независимость Южной Осетии и Абхазии – при всем уважении к ним и сочувствии к народам этих государственных образований. Превращение подобных прецедентов в международную практику, полагает Минск, будет иметь самые негативные последствия для национальной безопасности Беларуси. В этом случае государство может быть втянуто в территориальные споры со всеми своими соседями – в силу общего исторического прошлого региона.   

После России Украина для Беларуси второй самый главный торгово-экономический партнер на постсоветском пространстве. У Беларуси 1080 километров общей границы с Украиной. Беларусь изначально выступала за то, чтобы Украина оставалась целостным государством. Самая главная задача сегодня заключается в том, чтобы восстановить мир и стабильность в восточных регионах Украины, где сегодня продолжает литься кровь. И сохранить остаток Украины как целостное государство, а уже дальше вести переговоры по другим проблемным вопросам.

Как только был проведен крымский референдум в марте 2014 года, в результате которого Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации, Беларусь исходила из признания новой ситуации де-факто, но не де-юре. Официальная позиция заключалась в том, что Беларусь признает территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины. Тем не менее Беларусь проголосовала против Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 по территориальной целостности Украины. Как и в случае с итоговой декларацией Рижского саммита «Восточного партнерства», в котором также осуждается «незаконная аннексия Крыма», Беларусь не солидаризировалась с антироссийскими положениями этих документов. Но это не означает изменения белорусской позиции по вопросу территориальной целостности Украины. 

Белорусская позиция в связи с украинским кризисом иногда достаточно серьезно контрастирует с российской. Отчасти  это результат того, что Москва, несмотря на наличие соглашений о координации внешней политики и вопросов безопасности, наличие общего оборонного пространства между Беларусью и Россией в рамках Союзного государства, не проводила никаких предварительных консультаций с Минском ни по вопросу проведения крымской специальной операции, ни по выработке единого внешнеполитического курса в отношении Украины. В этом контексте Минск принял решение формулировать собственную позицию в связи с украинским кризисом без предварительных консультаций и согласований с Москвой. 

При этом, готовя в белорусской столице площадку для известных международных консультаций, Минск учитывал российские интересы самым непосредственным образом. Миротворческая позиция Беларуси позволила собрать за столом переговоров в Минске все заинтересованные стороны, включая Украину и Россию. Что, в конечном счете, привело к снижению градуса геополитической напряженности не только между ними, но и между Россией и Западом.

Последние нарушения минских соглашений рискуют аннулировать Минск-2 и спровоцировать новый вооруженный конфликт. Но и в этом случае Беларусь будет предпринимать все возможные дипломатические усилия, чтобы способствовать деэскалации ситуации на востоке Украины и предотвратить ее разрастание в региональный конфликт.

Арсений СИВИЦКИЙ, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter