Мироустройство должно базироваться на сложной системе консенсусов, интеллектуальном сотрудничестве

В поиске выгоды планетарного масштаба

Мироустройство должно базироваться на сложной системе консенсусов, интеллектуальном сотрудничестве, а не на мировоззрениях одиночных политиков, партий или государств

На выходных президент США Джо Байден снова заговорил о необходимости трансформации мирового порядка. Сию глубокую мысль, которая не вызывает давно сомнения у многих, он озвучил во время своей предвыборной трапезы. И можно было бы заокеанскому политику поверить, если бы в Белом доме хотя бы приблизительно знали, как, собственно говоря, этот мир должен выглядеть. Пока в запасе у американцев только один тезис: во главе с США. Слабоватая переговорная позиция для достижения мирового консенсуса. Даже для союзников. Другой вопрос, что, судя по всему, никакого консенсуса Штаты предлагать широкой публике и не собираются. И продолжат хитростями внешней политики, спецоперациями добиваться исключительно своих интересов в разных регионах. Весьма тупиковый подход. Хотя в каком-то краткосрочном периоде и может прибавить блеска Америке в качестве супердержавы. Идею безоговорочной гегемонии уже не раз скармливают под разными соусами американским избирателям. Но не стоит забывать: миропорядки менялись неоднократно. Но мировая и региональная стабильность достигалась в основе своей за счет консенсусных подходов. Хотя дискуссии нередко и происходили после великих войн и потрясений. 

userapi.com

Пожалуй, даже доллар не стал бы тем «великим долларом», который мы сегодня знаем, если бы не консенсус по этому поводу. Современная финансовая система рождалась далеко и, может быть, не столько из возможностей США, а благодаря договоренностям. А для этого в 1944 году собрали Валютно-финансовую конференцию Объединенных наций, которая в историю вошла как Бреттон-Вудская (по названию американского городка, в котором она проходила). И участвовали в ней 44 государства. Почти весь мир, учитывая, что немало стран на современной карте входили тогда в разные империи и права самостоятельного представительства не имели. Благодаря мировому консенсусу (по сути дела) доллар и стал мировой валютой, сместив в этом статусе английский фунт стерлингов. Потом в 1970-х состоялась Ямайская конференция, которая обновила правила игры. Но важно другое: до определенного момента ключевые документы подписывались. И МВФ, Всемирный банк, ВТО и другие международные организации учреждались если не всем миром, то значительной его частью. 

А что происходит сейчас? Американцы говорят о необходимости изменений, но могут предложить только свое главенство. И ничего более. Можно это оценить по успехам их ближайших и безоговорочных союзников в разных частях света. Конечно, скептики скажут: современный мир родился на руинах Второй мировой, когда многие государства были обескровлены многолетними боевыми действиями, а их экономики лежали в развалинах, населению приходилось балансировать на грани голода. Не будем лукавить: Вашингтон всегда умел пользоваться историческими моментами. Но тогда же он предложил вариант, который реально оживил мировую экономику. И если не решил полностью национальных проблем, то хотя бы их частично облегчил. Кстати, на принципах выгодности развивалась и идея глобализации. Никто же силой не тянул никого в ВТО. По крайней мере, во времена процветания мировой торговли. Наоборот, старые члены ставили барьеры новым потенциальным участникам. Да, приходилось подстраиваться под мировые лекала. Но до конца 1990-х для многих это было выгодно. Как по большому счету и гегемония доллара. 

И Вашингтон если не со своим безоговорочным главенством, то при ярко выраженном превосходстве глобальный мир разрушил, сначала создав международный финансовый кризис, а потом в одностороннем порядке решив свои финансовые проблемы, без оглядки на партнеров. Ни ближних, ни дальних. Действуя по принципу, что всех все равно спасти не удастся. И принялся вытягивать себя любимого за счет эмиссии и размазывания ее по всему миру. Тогда и начался кризис доверия, только усугубляющийся сегодня. И многочисленные противостояния и обострения, которыми богата современность, производные именно из снижения доверия в международной политике. А по многим векторам и вовсе его полного отсутствия. Об ответственности уже даже говорить не приходится. 

Поэтому какому бы центру экономической силы ни хотелось переустроить мир на свой лад, всегда возникает проблема реализуемости таких стремлений. Причем независимо от предложенной концепции.
К сожалению, в силу ряда субъективных и еще больше объективных причин международные организации не в силах обеспечить перезагрузку международных отношений. Тем не менее рано или поздно это произойдет. И нельзя исключать, что местом встречи для выработки новых правил глобальной жизни будет одна из небольших стран. Так как именно небольшие государства на сегодняшний день наиболее миролюбивы и отличаются конструктивными предложениями.
Новый, спокойный, справедливый мир лежит в рамках их национальных интересов. И в этом направлении Беларусь является весьма заметным государством на международной арене. Даже в этой непростой геополитической ситуации мы умудрились ни с кем не разорвать связи. По крайней мере, настолько глубоко, чтобы полностью отказаться от диалога и даже дискуссии. И если сейчас идея всеобщего сотрудничества, прямо скажем, не слишком-то и популярна, то таковой она может стать завтра. И это будет однозначно нашей мощной стратегической победой. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter